Я начал писать эту песню еще в 1997 году, находясь под впечатлением какого-то документального фильма о Чернобыльской катастрофе. Но тогда у меня возникли серьезные проблемы с текстом. Я уже точно не помню - то ли я написал первый куплет, и никак не мог двинуться дальше, то ли я написал только припев (скорее всего, все-таки второе). И около года от "Чернобыля" был только припев. Полностью написать текст я смог только к 1998 году. Именно поэтому в оригинале текста в конце второго куплета была строчка "И вот уже двенадцать лет Я под его пятой". Понятно, что при записи ее пришлось отредактировать сообразно реалиям времени.
Песня "Чернобыль" была песней класса "Иглы", "Пророчества" и подобных им песен, т.е. максимально востребованная в среде немногочисленных моих слушателей. Мы исполняли ее несколько раз на концертах (кажется, минимум два раза - еще в акустике и на концерте "Черная пыль", где она была фактически заглавной), это была единственная песня, о которой мы тогда думали как о возможном варианте на клип (!!!) - это было в 2001 или 2002 году. Но тогда у нас не было качественной фонограммы. Мы планировали "Чернобыль" к записи на нашем втором, увы, так и не записанном альбоме. И кстати, название ему тоже планировали дать "Черная быль". Так что сейчас я всего-лишь восстанавливаю статус-кво, тем более что на этом альбоме очень много песен с того, не вышедшего.
Аранжировка песни не претерпела кардинальных изменений со времени ее создания. Если интересно, вы можете услышать вариант этой песни, записанной нами в гараже в 1999 году. Имеется еще концертный вариант, но его я не выкладывал.
Запись песни проходила 31 июля, 4-6 августа 2008 года. В первый день были записаны барабаны, во второй - практически все гитары (включая бас), в третий - клавиши и некоторые гитарные фрагменты, а в последний - все это мучительно доводилось до ума. О записи хочу добавить только одно: мне захотелось добавить в первый проигрыш перед куплетом звук "плавающей" гитары (я не знаю, как это называется по-настоящему). Обычно в таких случаях музыканты одевают на палец специальное приспособление вроде металлической трубки, которой и извлекают искомый звук. У меня, понятное дело, подобной трубки не было. Я стал гадать, чем ее можно заменить. Сначала я попробовал коплачок от маркера, затем - колпачок от губной помады сестры... Все было не то. Пластик давал совсем не тот звук, которого я хотел. И я вышел из положения, использовав... обычную пальчиковую батарейку. Получилось очень классно, и я всерьез задумался о том, чтобы преобрести себе такую занятную вещицу.
Теперь два слова о тексте. Текст, в принципе, неплохой. При наличии откровенно слабых мест, там имеются строчки, которые мне нравятся. Плюс к этому достаточно пафосное сочетание реальных событий и мистической интерпритации также добавляют ему некоторый шарм. Емкие понятия "Черная быль - Чернобыль", "черный огонь", демон, пустивший "полынь гулять землей" (кто не знает, слово "Чернобыль" переводится как "полынь"), которыми я до сих пор очень доволен. Ну а смысл прост - всем нам, кто был вовлечен в данную техногенную катастрофу (я с 1986 по 1991 год проживал в одном из самых загрязненных районов Брянской области), рано или поздно придется столкнуться с этим демоном.
|