Новый альбом - 2010

В данном списке песни даны в порядке их написания, и поэтому порядок не совпадает с порядком песен в альбоме!

01 - За темнотой
02 - Больно
03 - Камни
04 - Неразделенность (instrumental)
05 - Мой ангел 
06 - S.R.M.G.
07 - Быть для тебя
08 - Ночь на Ивана Купалу
09 - Боль

За темнотой. Песня написана и записана: 13-15, 17 марта, 27 июня 2009 года. Рождением эта песня обязана одной красивой девушке с интересным именем Алёна. Дело в том, что услышав в ее исполнении песню Animal Jazz "Думать дважды", я был настолько восхищен, что незамедлительно решил записать с Алёной (конечно, если у нее будет такое желание) целый альбом. Увы, забегая вперед, могу сказать, что мечте моей не суждено было сбыться... :( Однако же, поначалу Алена с энтузиазмом восприняла мою идею, и я засел за "создание шедевра". К тому времени у меня уже был в уме тот перебор, который затем стал рефреном в песне. От него я решил и плясать.

Давно хотелось написать песню, похожую на Nightwish. Сейчас, когда я имел дело с вокалисткой с широким диапозоном, я решил, что вот он - мой звездный час. Довольно быстро я сделал минусовку. Увы, на Nightwish получилось не слишком похоже, но в целом, как мне кажется, вышло очень неплохо. Бегемоту почему-то это напомнило Rammstein... Ну не знаю... Разве что ритмикой начального риффа?..

С текстом было сложнее. Давно еще я зарекался писать тексты для девушек. Но сейчас была другая ситуация. К тому же я сразу решил писать такой текст, чтобы он был "гендерно-нейтральным", т.е. одинаково лепился бы и "мальчикам" и "девочкам". Это давало мне определенную свободу, поскольку текст я теперь мог писать от себя и о себе, как обычно, ну а петь его могла и Алена.

Как всегда, некоторое время я мучался творческим запором. Текст никак не хотел придумываться. Я метался по комнате, пытаясь схватить музу за пятку... :) И наконец мне удалось выцепить несколько строчек! Ну а дальше было уже гораздо проще. Первый куплет и припев я написал в один присест, но затем опять повис. Второй куплет целиком явился мне (как обычно!), когда я принимал ванну.

О записи ничего особенного сказать не могу. Все было довольно ровно, был некий творческий подъем, который позволял рожать некоторые идеи (типа фленджерной барабанной сбивки, или так называемого белого шума в начале последнего блока припевов). Кстати, я опять вернулся к компьютерному басу. Дело в том, что звук живого баса меня не устраивал. Мне был нужен жирный плотный звук, которого я не мог получить на убитом школьном басу. Вы уж извините!..

Хотя... Как это "ничего особенного сказать не могу"??? Уверен, вы заметили, что вместо Алены опять пою я... В чем же дело? Просто Алена в силу своей занятости (и еще некоторых причин) все никак не собиралась, чтобы записать голос. Мало того, ее не устроили концепция и аранжировка песни. Я же, в свою очередь, твердо стоял на том, что есть, потому что, как мне кажется, мне удалось очень органично совместить текст и музыку. Алена же, поклонница таких групп как Amatory, Animal Jazz и кучи других, которых я даже и не знаю, хотела больше рубилова. Короче, в конце концов Алена пришла-таки на запись. Но запись не удалась. Алена была немного капризна, все говорила, что ничего у нее не получается (а не получалось, потому что не хотела!). Короче... Короче, минус был записан еще в марте... 27 июня я все-таки решил записать свой голос, просто чтобы показать некоторым друзьям, на что это должно быть похоже. Так что, надеюсь, что данный вариант песни станет чем-то вроде демо-версии.

Несколько слов о тексте. В тот момент времени в силу некоторых причин я находился в очень подавленном состоянии. Можно сказать, в депрессии. Несколько дней уже подряд мне ничего не хотелось, я с трудом понимал, что происходит вокруг (не вру! - смотрел фильм, и не мог понять, что же там происходит, читал свежий номер моего любимого журнала CHIP, и тоже вообще ничего не понимал, да и не хотел вникать), была дикая тоска... Короче, жизнь, как всегда, была ужасна. Так что тему для текста выискивать было не нужно. Я просто описал то, что со мной происходило. Причем довольно искренне. Мало того, этот текст вообще-то о любви. Но совсем недавно я с удивлением заметил, что он таковым не воспринимается. То есть, он воспринимается таковым одним мною, потому что я знаю, ПОЧЕМУ и КАК он был написан. И это составляет предмет моей особой гордости. Потому что этот текст теперь можно с полным правом считать текстом не "про любовь", а "про жизнь". А таких текстов я уже давненько не выдавал! Кстати, хочу отметить, что как только текст был забит в память компьютера, мою депрессию как рукой сняло. Грусть, конечно, осталась, даже печаль. Но уже не тоска, и уже жизнь хоть и не стала радужной, но перестала быть черной.

Ну а смысл текста прост. Все хреново, и вроде бы нет никакой надежды ("я ведь знаю, дорога моя - кольцевая"). Но все же хочется надеяться! И поэтому я все пытаюсь "идти за одною звездою, что укажет мне, что же там, за темнотою".

 

Больно. У этой песни тяжелая судьба. Ее рождение затянулось почти на полгода. Барабаны я начал писать еще 14 мая. Сессию в Cool Edit создал (а следовательно, начал чего-то писать) 15 июня (!). При этом свел окончательно минус только 16 сентября (!!). Текст был написан 1 ноября, но окончательно записана песня была только сегодня, 3 декабря 2009 года (!!!). Знаете, судьба этой песни вселяет в меня нездоровый пессемизм. Я уже боюсь даже предположить, когда смогу закончить этот альбом. Лет через пять? Надеюсь, что нет. И хотя у меня сейчас уже готовы (в голове) скелеты для двух новых песен, а также есть планы записать несколько старых, я совершено не представляю, когда займусь этим. Я - лентяй, и это один из тех грехов, о которых я говорю в этой своей новой песне.

Впервые я решил написать песню почти полностью инструментальную, в которой всего один куплет и два типа припева. При этом песня на пять с половиной минут. Думаю, что инструментальная часть получилась неплохой. Особенно мне нравится псевдофламенковская вставка перед последним припевом, навеянная, естественно, Ариевской балладой "Закат".

Увы, пока у меня к этой песне отношение не слишком восторженное - слишком уж достала она меня за эти полгода. :) И дело не в том, что я ежедневно корпел над записью, добиваясь совершенства. Если бы!.. Месяцами я вообще к ней не притрагивался. Но в мозгу все равно сидела заноза, и это мешало. Наконец, сегодня я эту занозу вытащил. И, как не странно, окончательно сведя сегодня песню, я вдруг решил, что она совсем не плоха. Надеюсь, вы согласитесь с этим.

Ну а теперь о записи. Сравнительно недавно (кажется, этим летом) я открыл для себя удобство диктофона на мобильнике. Часто бывало так, что я сочинал какой-нибудь рифф или мелодический ход, или перебор, но потом благополучно забывал. Теперь дело обстояло проще - мобильник всегда под рукой! Так что теперь у меня в памяти телефона забита куча более или менее удачных фрагментов, пришедших мне на ум. Большая часть их наверняка так и останется неустроенной, несколько штук ожидают своего часа (см. первый абзац). И вот одним из таких вот отрывков стал перебор, который я случайно наиграл. Он мне очень понравился. Настолько, что лег в основу новой песни.

Ну и о тексте. Текст, как и все они в последнее время, довольно вымученный. Как обычно, я долгое время никак не мог найти подходящей темы. Вообще этот перебор был навеян мне одной красивой девушкой, так что я был уверен, что текст будет о любви. Все "испортил" концерт Алисы в Брянске, на который я сходил. Константин Евгеньевич слегка подправил мне мозги. :) Мысли потекли по другой, "протоптанной" Кинчевым, стезе. :) Грустные самобичующие мысли, которые периодически меня посещают, нашли отражение в новом тексте, который пришел ко мне (ну, как вы думаете, где?) - ну конечно же! - в ванной!!! :))

Текст о том, что, не смотря на то, что большинство окружающих считают меня "хорошим", сам за собой я знаю кучу грехов, из которых одними из самых сильных являются лень и эгоизм (но увы, это далеко не весь перечень). С другой стороны, обращение "комья мне на грудь мерзлою рукой погоди кидать" - это тоже ко мне относится. Чтоб не хоронил себя раньше срока. Первый шаг сделан - я вижу и осознаю свои грехи. И я их, в общем-то, стыжусь. А значит, что со мной еще не все потеряно. Реверансом в сторону первой концепции текста является появление некой "ЕЁ", к которой я обращаюсь. Действительно, уверен, что если бы чья-то любовь в виде золотой нити затала бы мне душу, то из нее бы уже не торчала так всякая гадость. Остается надеяться. Увы, та, которой я это написал, наверняка не займется вышиванием по живому мне, и это особенно грустно. :)

 

Камни. Был момент, когда я не был уверен - смогу ли вообще записать эту песню. Кроме того, что у меня, как обычно, не было желания (точнее, желание было, но оно не шло ни в какое сравнение с ленью), так еще поначалу все казалось не так. Барабаны (которые я писал не за день, как раньше, а в несколько заходов чуть ли не неделю) казались какими-то неживыми и вымученными, часть гитар вообще пришлось переписать заново, звук гитары, на которую я поставил, как теперь понимаю, не слишком удачные струны, меня тоже не радовал. Короче, было большое желание бросить. Очень рад, что удалось его перебороть. Только переписав несколько партий гитар, я вдруг понял, что из этого что-то может получиться.

Конечно, запись этой песни не была так растянута во времени, как запись песни "Больно". Запись барабанов я начал 11 января. Увы, не помню, когда началась запись инструментов, т.к. уже удалил папку с исходниками песни (чтоб не было желания чего-нибудь переделать). Думаю, что это были уже 20-е числа января. Запись завершилась 10 февраля 2010 года, в общем, весь процесс занял около месяца. Текст окончательно был дописан 9 февраля, хотя наметки появились раньше. Кстати, во многом из-за того, что текст появился только за день до записи голоса (а голос я могу писать только в среду утром, когда никого нет дома), я так и не придумал нормальной вокальной линии для песни, поэтому куплеты вообще пошли речитативом (что, в общем-то, я считаю, неплохо), ну а припев получил довольно стандартную вокальную линию, без изысков. Увы, вспоминая некоторые песни с PostSabbath, или песню "Ты вернешься" с прошлого альбома (где текст и вокальная линия также появились ночью перед утренней записью), приходится констатировать, что в новом альбоме вокальные линии более примитивны. Но так или иначе, а 10 февраля я окончательно свел запись.

Для записи данной песни я решил попробовать живой бас, но сделанный из обычной гитары. Т.е. я записал его на гитаре (для этого специально брал электрогитару у своего ученика), а потом обработал при помощи AmpliTube 2. Отсюда получился такой "компьютерный" звук баса, который для данной конкретной песни оказался вполне уместен, но в будущем, наверное, все равно надо будет искать какие-то другие решения.

Как я уже сказал выше, для записи кроме своей гитары я использовал еще и электрогитару, взятую на день у ученика. Это позволило мне писаться через Guitar Rig 3 (моя гитара сильно "заводится", поэтому с ней подобного не получалось). Кроме того, настоящая электрогитара более чувствительная. Короче, я получил море удовольствия, поэтому позволил себе "похулиганить" в последнем соло в конце. По сути, 85% этого соло - просто тырканье пальцами более или менее удачно, куда придется. Неожиданно получилось (на мой взгляд) довольно-таки неплохо.

А вообще я очень разочаровался в себе, как в гитаристе. Отсутствие практики привело к тому, что я с трудом могу уже обуздать медиатор (ведь сейчас я, как правило, играю без него), да и вообще запись гитары дается с трудом. Я всегда при записи начинал нервничать, что приводило к одревенению пальцев, но сейчас это стало еще явственнее.

Ну и о тексте. Впервые я должен сказать, что причины, побудившие меня написать данный текст, слишком личные, так что я оставлю их при себе. Ну а официальной версией пусть будет поверхностный смысловой пласт о том, что каждый - творец (и губитель) своей собственной жизни. И я (чего уж тут греха таить!) вполне успешно гублю свою жизнь, пока не особенно по этому поводу напрягаясь. Вообще весь текст завертелся от строчки "И вот я один стою в стеклянном доме - И полные карманы камней...". Очень емкая и трагическая, на мой взгляд, фраза, которая довольно точно описывает то, что со мной происходит. Кстати, обратите внимание, что я все-таки не стал спирать все на Судьбу (1 припев), а в конце честно признался, что я сам и есть для себя - Каменный Гость. И точно так же, как герой Пушкина, я несу себе отнюдь не пряники.... :)

 

Неразделенность. Люблю, когда пишутся такие вот композиции. Весь процесс занял всего несколько часов - от установки новых струн на акустическую гитару и первого "расчехления" микрофонной стойки, до сведения и пережатия в mp3 для выкладывания на сайт. Конечно, главная заслуга в этом принадлежит барабанам, а точнее их полному отсутствия. Да и вообще, в записи участвует только один инструмент - акустическая гитара. Был соблазн вставить клавиши, но я его поборол. Мало того, в данной теме так и осталась некоторая "сырость" - например, несколько заметных ляпов. Но, как мне представляется, в данной вещи они вполне уместны. Увы, новые струны лишили мою гитару приятного акустического тембра, который можно было услышать в черновом варианте, но получилось все же неплохо.

Было тяжело писать. Я довольно давно не брал в руки акустическую гитару. А гриф на ней значительно шире, чем на электрогитаре или моей полуакустике. Еще сложнее было писать соло, и очень соблазнительно было взять новенькую электрогитару, и записать на ней. Но я потратил, может быть, лишний час, поскольку понимал, что эта тема должна звучать только так. Вообще это для меня очень несвойственно - обычно я иду по пути наименьшего сопротивления... :))

Поначалу, когда в голове (и на кончиках пальцев... а скорее даже наоборот - сначала на кончиках пальцев, а затем уже в голове) появилась эта музыка, все представлялось несколько иначе. В голове играли соляки а-ля Маврин из "Кровь за кровь". Конечно, когда я взял в руки гитару, то данные идеи тут же канули в Лету... Мало того, что сыграть что-то серьезное для меня является проблемой, так еще и сочинить подобные соло оказалось архисложно, учитывая, что мелодия построена на довольно нестандартных аккордах, которые я сам выдумал (наверняка они существуют, но я их нигде не видел, и случайно создал сам). Ну а учитывая мою неприязнь к методичному созданию соляков по ноткам, и предпочтению импровизации, дело было явно дрянь... Поэтому я решил максимально упростить соло, сделав его до предела минималистичным, что мне с успехом удалось... :)

У композиции нет текста, так что и говорить, вроде бы, не о чем. Думаю, и так все ясно, даже из названия... :) Кстати, другими вариантами названия были "Одиночество" и "Обреченность"... :) Такой вот позитивчик... :)) Кстати, для себя держу в голове название "Одиночество" как рабочее название нового альбома. Вполне возможно, оно таковым и останется. В принципе, концепция альбома соответствует пока...

Ну и напоследок - просто как факт. Песня записана 10 июля 2010 года.

 

Мой ангел. Ну вот и завершилась запись очередной песни, и первой из тех, что были записаны на недавно купленных гитаре и басу. Прошу оценить. :) Запись продолжалась с 8 по 12 июля 2010 года, хотя сама песня была написана еще в далеком 1998 году.

Сначала, как обычно, о записи. Ну, во-первых, какой кайф писать гитару, когда ты сразу слышишь результат!!! Вообще, как я уже писал раньше, с годами мои навыки игры на гитаре приходят в негодность, поскольку я почти не играю (дрынчание лежа на кровати - не в счет), поэтому партии гитары (да и вообще всех инструментов) писались не в один дубль (мягко говоря). Так вот впервые меня это не напрягало, и даже временами нравилось. Я с удовольствием переписывал соло, и если раньше я готов был смириться с не очень явным косяком, надеясь, что так сойдет, то сейчас я спокойно останавливал запись и начинал снова. Но вообще, конечно, писать песни становится все сложней. Мало того, что навык теряется, так еще и при включении записи на меня вовсе нападает ступор... Но мы отвлеклись. :)

Итак. Вторым ноу-хау при записи этой песни стала вещь, которая, казалось бы, лежала на поверхности, но додумался я до нее только сейчас, спустя семь лет после записи первой своей песни. Я имею в виду запись барабанов. Меня очень редко устраивает звук барабанов на записи. Все время кажется, что малый барабан недостаточно слышен, что бочка не слишком явная, что в балладах малому барабану не хватает мощи... Но в Fruity Loops получить то, что я хочу, было сложно. Как минимум потому, что еще не было других инструментов, и неясно было, как зазвучат барабаны в окружении гитар и баса. Бывало, что в FL звук малого барабана кажется мощным, а в композиции он вдруг терялся... Так вот, о чем я?.. Я вдруг додумался писать барабаны не одним звуковым файлом, а по дорожкам - отдельная дорожка на бочку, отдельная - на барабан, на железо, альты... А затем уже в Cool Edit можно регулировать громкость отдельно бочки, можно добавить ревер и изменить частоты только для малого барабана... Короче, полная свобода! И вот этот принцип я применил в записи песни.

В-третьих, это была, наверное, первая песня, где я максимально приглушал звук клавишных, чтобы они не забивали гитары (обычно бывает наоборот, и для меня клавиши - это что-то типа восстанавливающей кисти в Фотошопе, служат для ретуширования моих ляпов... :)) ).

Конечно, нельзя сказать, что запись была такой уж легкой. Сначала я 2 дня мучался, прописывая барабаны (ненавижу это занятие!!!). Потом вот 2 дня сводил уже готовую запись. И все равно не совсем доволен сведением. Хотелось получить что-то воздушное, легкое, но до конца это так и не вышло. Правда, отойдя от компа на несколько часов (потому что уши уже окончательно "замылились"), а потом снова включив результат, я решил, что получилось довольно неплохо, и, подправив еще пару моментов, решил оставить так, как есть. И этот вариант вы и услышите.

Ну а теперь о песне. Начнем с того, что навеяна мне она была в свое время песенкой "Send Me An Angel" группы Scorpions. Даже не зная, что означает это название, я прицепился ко слову Angel, а еще в припеве выхватил "morning star", которая и стала утренней звездой, что будит моего Ангела... :) Кстати, вот сейчас ради интереса взял словарь, и понял, что название скорповской песни можно перевести примерно как "Вызови мне ангела" (извините, если ошибаюсь, в английском не силен... Надо будет воспользоваться Google Translate:) ). В общем, песня эта вызвала у меня вот такие вот ассоциации, и я написал свою песню. В принципе, если вы заметите сходство (не в мелодии, а в настроении), то оно неслучайно. Потому что я всегда знал, что если эта песня будет звучать, то она должна быть в стиле "Send Me An Angel".

Что касается смысла песни, то он вполне традиционен, хотя решение мне очень нравится. Получилось очень трогательно, нежно и романтично, с ангелами, звездной пылью и мною в плаще... :) Очень хорошая песня. Правда, есть одно но... Девушка, которой 12 лет назад была посвящена эта песня, уже несколько лет замужем за одним из моих самых лучших друзей. Так что было бы неэтично посвящать сейчас запись этой песни ей. Да и те чувства, которые сподвигли меня на написание этой песни, уже давно в прошлом. Так что, надеюсь, никто не будет в обиде, ежели я посвящу эту песню кому-то другому? ;)

S.R.M.G. Я очень долго думал над названием песни. Вариантов было много: "Кто я?", "Сон моей души", "Война"... В первый раз, наверное, я никак не мог найти нужного названия. Если честно, то вполне возможно я его так и не нашел. Просто в конце концов взял и сделал его вот таким. Эти буквы - аббревиатура латинской фразы "Somnus rationis monstra generat", что означает "Сон разума рождает чудовищ". Именно эта поговорка и стала лейтмотивом данной песни. В общем, плохое ли название, хорошее ли, но я решил, что пусть оно и будет, т.к. все названия, которые я придумал, меня одинаково не устраивают. 

Песня, как это у меня водится в последнее время, писалась долго и мучительно. Начало записи (запись барабанов) было положено еще 8 сентября 2010 года. К записи инструментов я приступил лишь 15 сентября. Окончательно минусовка была сведена 25 сентября. 4 октября появились первые строчки текста, окончательно же он был дописан только 10 октября. Ну и, собственно, 13 октября был записан уже вокал. Итого вся запись заняла более месяца.

Еще одна необычность данной песни - это то, что в ней совсем нет клавишных, кроме финальной, "готической" части. Это было чуть ли не впервые, когда я решил, что клавиши в данной песне будут неуместны. 

Ну и, конечно, главной новостью данной темы является вокал. Это первый раз, когда я писал вот такой вот брутальный рык. Не уверен, что у меня хорошо получилось, но первый блин - он всегда комом. Конечно, жалко, что в данной песне очень хорошая минусовка оказалась подпорчена голосом (у меня это бывает довольно часто). Вообще, вся эта песня, ее музыка, аранжировка и вокал - это своеобразный реверанс в сторону моих учениц, которым нравятся подобные группы. Ну и хотелось написать что-то, что им бы понравилось. Не уверен, что у меня это получилось... :)

В принципе, сама запись проходила довольно обыденно. Поначалу, когда я записал гитары, я был уверен, что получился полный отстой. Драйва и мощи не было, все как-то по-дурацки звучало. Была даже малодушная мысль бросить эту песню пока. Но потом эту заготовку послушал Бегемот, сказал, что это неплохо, и это придало мне сил... :) Поколдовав с уровнями, мне удалось сделать, чтоб в песне появился драйв. Ну а потом, когда я записал бас, и дописал еще несколько гитар, стало понятно, что это звучит. Кстати, благодаря Бегемоту я полностью переписал соло, и дико этому рад. Первое соло мое было довольно бледным и анархичным. Хотелось больше "запилов", которые я, понятно, не мог сделать качественно. После критики Бегемота я решил переписать соло. Второй вариант был еще хлеще первого... :) Но затем я вдруг решил отказаться от "запильности" в пользу мелодичности. И вот тут родилось, на мой взгляд, очень мощное и трагическое соло, которое является украшением этой песни наряду с основным гитарным рефреном куплета. 

Дольно трудно было записать и вокал. Особенно припевы. В конце концов я с этим справился, хотя не стал бы утверждать, что слишком удачно... 

Огромные проблемы возникли с текстом. Драматический рисунок песни оказался очень сложным. Попсоватое начало песни в духе поздних Skillet в конце сменялось довольно готическим переборчиком, больше подстать Арии или даже Moonspell. Как объединить эти два начала, я поначалу не знал. Бегемоту я сказал, что у меня есть три задумки темы песни: искушения Христа, суицид и апокалипсис. Ни одна из этих тем меня как-то не трогала. И тогда я нашел четвертую. Эта тема является прямым следствием моих мыслей, высказанных на этом альбоме в песнях Больно и Камни. Очередное копание в себе, очередная попытка осмыслить себя в окружающем мире, где мой облик, создаваемый окружающими, гораздо приятней и симпатичней чем тот, с кого этот облик списывали ("Нимб на том, кем был, того, кем не был"). Ну и в конце мой собственный противненький внутренний голос увещевает меня, что все в порядке, что я - самый лучший (что бывает с ним, с голосом, довольно часто... ;) ). Получилось что-то похожее на "Свет дневной иссяк" Кипелова и Маврина, только вместо Христа уже был я сам. 

Текст - самое сильное мое подражание Кинчеву из всех опубликованных. Это 100%-ная Алиса, только, конечно, хуже по качеству. Лена сказала, что это - бессмысленный набор штампов. Ну, смысл там вообще-то есть (во всяком случае, я пытался его вложить). Но во многом Лена права. Текст изобилует чисто кинчевскими словечками типа "Черных метостаз вороново крыло", "Попытаться жить, в узду управив зло", "апокриф", "бутафор", ну и т.п. Кстати, (и это тоже, наверное, впервые), я довольно вольно обошелся в тексте с фонетикой, дважды исказив ударения. Что и говорить - странный текст получился. Зато это первый текст с альбома, начисто лишенный любовной лирики (правда, и в Камнях она присутствовала настолько опосредовано, что только я об этом и знаю). 

Кстати, пока еще я не мог разродиться текстом, я решил написать "рыбу" - мелодический рисунок вокальной линии, который обычно напевают на тарабарском языке, просто чтоб поэт знал размер стихотворения. Вот и я решил написать такое же. Название, кстати, придумал то еще: "Побудительная рыба"... Уже что-то иррациональное. Вот, полюбуйтесь, чего я накропал:

Пепел в глаза – вскипают слезы,
Ветер наотмашь, снова возле.
Ближе к рассвету – дальше звезды.
Руки расправь – и будет поздно…

Блик на стекле – и снова вечность,
На перекрестке первый встречный
Глянет в глаза, опустит плечи,
Не шевелись.

Старый дом придет

В искрах дождя танцует семя,
Не тормозить – еще не время!
Нужно терпеть – нас скоро сменят,
Лед на висках уже не греет.

Черный барон, хранитель ада,
Можешь молчать – уже не надо
Речи твои подобны яду -
Точат клинок…

Ну как вам? То еще стихотвореньице! :) Кстати, поначалу я даже хотел его дописать, и сделать такой текст. Чисто по приколу. А люди бы искали глубокий смысл в этих фразах. Но потом решил, что не прощу себе, если так испорчу музыку.

 

Быть для тебя. Увы, каждая вновь записанная песня оставляет во мне смешанные ощущения. С одной стороны, новые песни нравятся мне больше старых в плане исполнения и звучания, с другой - все ясней становится, что я совсем выдохся и как поэт, и как композитор. Все больше усилий требуется на создание очередной песни, все натужней они становятся. Да и лень-матушка совсем заела... Вот например, барабаны для этой песни я начал писать 8 января 2011 года. И поначалу все шло очень даже неплохо. Барабаны я записал довольно быстро, во всяком случае, уже числа 12-13 января я начал запись инструментов. Мало того, приблизительно 15 числа минусовка была уже предварительно готова. Потом оставались только штрихи, подчистки, подработка напильником... :) Казалось бы - ну все, песня готова. Но не тут-то было... Ее окончательная запись готова только сегодня, то есть 15 февраля, спустя месяц...

А все оттого, что никак не рождался текст. Справедливости ради нужно отметить, что в данном случае создание текста было задачей нетривиальной, поскольку минусовка оказалась, мягко говоря, нестандартной. Поначалу, когда родился первый проигрыш (который играет вначале), ничто еще не предвещало беды. Он, конечно, лирический, но все же более-менее нейтральный. Но потом, когда я случайно наиграл то, что потом стало основой куплетов, и когда это совпало с тем, что было уже придумано, стало довольно худо. Потому что песня стало неумолимо сползать к рэпу. :) Чтобы добавить "веселья", я решил вставить в песню блюзовое соло, которое я когда-то сыграл для одной песни, которая так и не была опубликована. Соло было хорошее, и мне его было очень жалко. Вот нашел, наконец, куда его приткнуть. :) Ну тогда уже я решил сделать блюзовым и второе соло. Увы, оно как раз вызывает больше всего нареканий своей анархичностью и нетехничностью... :) Но мне почему-то оно чем-то нравится, так что менять его я не планирую.

В общем, получилась не песня, а настоящий венегрет. Увы, эта песня полностью выбивается из концепции альбома. И если бы я не был так ленив, то вообще не стал бы включать ее в альбом. Но поскольку сейчас уже становится все неясней, будет ли потом какой-нибудь следующий альбом, то таких вольностей я себе позволить не могу. Так что эта песня войдет в состав альбома. Мало того, я даже решил обязательно вставить в нее слово "Одиночество", которое решил сделать названием нового альбома. Ну так, по приколу. Все будут думать: надо же, вот так заглавная песня!.. Хотя, может быть так никто думать и не станет... :)

Так вот, текст.. С текстом вышла засада. Очень не хотелось делать откровенно-попсовый текст. Я судорожно ломал голову над тем, про что же можно спеть под такую музыку?.. Но, увы, ответ напрашивался сам собой. В принипе, я ничего не имел против текста "про любовь", да это было и очевидно. Но вопрос стал в другом - я не мог никак сделать текст в своей любимой завуалированной манере. Музыка упорно диктовала свое. Наверное, отчасти из-за этой борьбы текст рождался так долго. В конце концов я почти перестал сопротивляться, накропал несколько строк. Но тут стало ясно еще одно: в куплете неизбежен речитатив. Причем именно такой, неряшливый, с непостоянным размером строк... Ладно, подправил... :) Периодически пытался обхитрить самого себя, и напустить побольше туману. Но все попытки терпели фиаско... В общем, я не просто смирился, а решил работать по всем канонам жанра. Максимально простой текст, минимальный словарный запас, агрессивное муссирование некоторых фраз и образов... Короче, обычный попсовый текст, апофеозом которого стал припев... За такой припев даже Киркорову бы не было стыдно... :)))))

В общем, главной особенностью текста стала примитивная простота и столь же примитивная прямолинейность. И вновь неизбежное чувство неловкости при демонстрировании песни - слишком уж все откровенно названо своими именами... Не привык я так прямо говорить... А другая особенность - постоянное повторение некоторых символов, фраз, слов... Это была очередная попытка вложить в песню некий положительный заряд. Не случайно в тексте есть строчка "Мои старые песни - словно пророчества". Я уже говорил, что есть мнение, что творения могут влиять на творца. И та обреченность, тот фатализм, что имеет место быть в моих лирических песнях, может трансформироваться в некую программу действий. Поэтому я создал такой вот текст-мантру, где постоянно твержу себе, что все будет хорошо. "Я больше не верю в свое одиночество". Осталось теперь поверить в это... :)))

В общем, вот так вот и родился этот франкенштейн, собранный по частям из записанных в свое время на диктофон проигрышей и полученных в пробирке, словно гомункулус Фауста, фраз... Хотя, как не странно, конечный результат мне скорее понравился... Хотя мысленно я уже уготовил этой песне сомнительную честь быть "провальной песней альбома". Как известно, на любом альбоме есть хотя бы одна слабая песня. Вот, наверное, эта будет именно такой...

Вот так записывалась эта песня. Говорить о ее смысле бессмысленно (прошу прощения за тавтологию), поскольку смысл понятен любому. Ну, разве что за исключением нюансов, которые, естественно, уже никого не касаются! ;)

 

Ночь на Ивана Купалу. Без ложной скромности хочу сказать, что мне, кажется, удалось создать настоящее эпическое полотно (в музыкальном плане), почти рок-симфонию. Может вы со мною и не согласитесь, но я страшно горд тем, что получилось, и как мне кажется, что звучит сие произведение весьма достойно. Наконец-то мне удалось (по крайней мере, на мой взгляд) достичь такого симфонического звучания, о котором я всегда мечтал. И об этом произведении необходимо поговорить поподробней.

Данная музыкальная композиция стала для меня первым опытом подобного рода. Впервые за все годы своей композиторской деятельности я отошел от привычного музыкального размера 4/4. Главный проигрыш данной песни играется в 7/4 (это только три первые строчки, т.к. последняя вообще переходит в 6/4), что сразу придает ему некую "вальсовость", но это больше похоже на дикий вальс во время шабаша на Лысой горе. Может быть я слишком самоуверен, но мне кажется, что данный фрагмент вполне мог бы поспорить с известным "Гимном Воланда" Корнелюка из "Мастера и Маргариты". :))

Из-за того, что в этой теме несколько раз меняется размер (основная тема остается в привычных 4/4), пришлось писать минусовку по кускам (она состоит из 4 кусков). Это, кстати, дает небольшой минус - "швы" между кусками заметны. Но это не критично, и думаю, что большинство даже не обратит на это внимание... :)

Другим сумасшедшим экспериментом было то, что музыка в этой теме - чистейшая импровизация, за исключением главного "вальса". Дело в том, что даже когда я писал барабаны, то совершенно не представлял, какая будет музыка и мелодия в этом месте. Решил, что когда сяду за клавиши, станет ясно. По сути, в конечном итоге я решил отталкиваться от басового проигрыша в начале (тоже из моих запасников на диктофоне), так что вся основная тема идет только на двух аккордах. Но зато, я думаю, не иначе как Муза направляла мою руку при аранжировке, потому что получилось, на мой взгляд, очень круто. Так что данная тема стала особенной еще и в том плане, что музыка к ней появлялась непосредственно в процессе записи.

Кстати, для записи струнного проигрыша в первом "вальске" я применил довольно смешную тактику. Чтобы звуки оркестра были более резкими, я играл данный проигрыш одним пальцем, как трехлетний ребенок. Наверное, со стороны это было очень смешно, как я тыркал указательным пальцем в клавиши. Но зато звук получился именно такой, как мне и нужен.

Еще из "технических изобретений"... Дело в том, что я так и не смог найти в интернете треск пластинки, поэтому пришлось создавать его самому. С шумами дело обстояло просто - в Cool Edit имеется генератор шумов, но вот треск... Я вышел из положения следующим образом: просто касался пальцами штекера шнура, подключенного к микшеру. Затем нужные звуки были вырезаны и раскопированы в определенном порядке на трек. Получилось вполне сносно, хотя, увы, не то, чтобы слишком уж похоже на настоящие шумы пластинки.

Вообще запись песни началась еще 15 декабря 2010 года, когда я начал запись барабанов. Но поначалу работа шла очень медленно, в первую очередь потому, что я совершенно не представлял мелодии, которая будет кроме "вальсового" проигрыша. В конце концов я даже записал почти целиком барабанную партию для основы, но потом забросил это дело, и благополучно забыл, чего я там планировал. Короче, я решил, что возможно, данной песне не суждено появиться еще долго.

Все изменилось 16 марта. Это была среда, у меня был выходной. Из-за некоторых личных причин я решил в этот день не ходить в школу вовсе, а тупо проваляться в кровати до 12-ти дня... :) Но проснулся я часов около 10-ти, и больше не спалось. И тут на меня вдруг напало вдохновение. У меня ведь уже были барабаны для "вальса", и я решил попробовать записать хотя бы этот кусок. Если получится - будет стимул работать дальше; не получится - совсем брошу эту идею.

Слава Богу, слава моим "личным проблемам" - все пошло невероятно успешно, и за день я полностью записал начало песни. На следующий день я быстро сделал барабаны для второго куска - между "вальсами"... Потом решил, что можно записать второй проигрыш, и записал и его тоже... Короче, дальше дело пошло быстро и с охоткой. Сегодня утром, 23 марта, спустя неделю (опять в свой выходной) я дописал последние фрагменты минусовки, и записал голос. Все - песня была готова! :)

Кстати, возможно именно голос станет той ложкой дегтя в бочке меда. Может быть, данная тема была бы лучше в инструментальном виде, т.к. текст временами рвется, и единого стройного рассказа все равно не очень-то получается. Да и театрально-драматический голос у меня не особо вышел... Но все же пусть будет так!

Кто-то, должно быть, усмехнется крику петуха и звукам колоколов? Но мне кажется, что они как раз добавили завершенности работе. :) Кстати, колокола - это самый настоящий Благовест. Я скачал примерно 15-минутную запись еще раньше, и вот наконец она пригодилась! :)

Текст, кстати, был написан еще году в 2000-м... Как сейчас помню - он был написан в тетради с лекциями по экономике, кажется, прямо на лекции... :) Кажется, это был 3 курс, если я не путаю... Правда, 2 первых четверостишия и последнее были дописаны недавно, когда уже я решил писать эту песню, потому что изначальный текст был сырой и неоконченный. Также я поменял местами некоторые четверостишия, чтоб они больше подходили под драматургию музыки. Изначальный вариант текста можно прочитать вот тут.

Как моя сестра Лена охарактеризовала этот текст? Куча штампов, и ничего не понятно... :))) Ну я лично отношусь к нему с большим почтением, мне он очень нравится. Да, образы быть может, довольно стандартные, "Кинчевские", но все равно мне нравится. А насчет "непонятно" - просто она прочла наискосок текст... Она даже не поняла, что речь идет о празднике Ивана Купалы, хотя уверен, что при более-менее внимательном прочтении это было бы очевидно. :) Ну а так - это действительно скорее не повествовательный текст, а некий набор образов, которые складываются в волшебную картинку.. :) Правда, есть небольшой диссонанс между текстом и музыкой. Музыка - это скорее саундтрек к голливудскому фильму о нечистой силе, чем минусовка к такому, скорее сказочному, чем готическому тексту. :)

Но это все мелочи - а в целом я невероятно доволен! :) Надеюсь, вы тоже! :) Приятного прослушивания!

 

Боль. Ух ты... Наконец я разродился от почти трехмесячного бремени!!! :) Даже и не припомню, чтоб я так долго делал одну песню. Ну да этой было можно - она же последняя в альбоме! Плюс были объективные причины. Так или иначе, но запись барабанов я начал еще 24 марта, к записи инструментов приступил 4 апреля, а закончил примерно 15 апреля. Текст был написан в начале мая, примерно тоже до 15 числа. Голос был записан 21 июня, ну и 22 июня были сделаны последние штрихи в сведении, и песня была готова. Вообще, конечно, голос мог бы быть записан и раньше, но запись была отложена на месяц по семейным обстоятельствам - в гости приехала сестра с племянницей, и возможности записаться просто не было. Ждал, пока они уедут на море... :)

Музыкально песня появилась из проигрыша, который я случайно наиграл на синтезаторе. Он мне очень понравился, и после того, как я проиграл его нескольким людям и они сказали, что это вроде бы еще ничья мелодия, я решил сделать из нее power metal-балладу. У минуса даже рабочее название было hammerfall. Мне кажется, что музыкально она действительно похожа на баллады подобных групп. Жаль только, голос все испортил... :(

Да, действительно, я и сам знаю, что мой голос далек от идеала, но в большинстве песен он меня вроде как устраивает. Но вот в данной песне я испытал настоящую "горечь поражения" после записи вокала. Начнем с того, что при записи я ошибся с тональностью. В итоге петь оказалось очень сложно, особенно припев. Мне хотелось соблюсти традиции жанра и пропеть в припеве ту же мелодию, что играет гитара и рояль. Но мало того, что данная мелодия оказалась сложна для моего скромного вокала, так еще из-за завышенной тональности я в принципе не мог взять нужные ноты... :( И вообще, когда я записал голос в тот короткий промежуток времени, когда никого не было дома, то я просто ужаснулся... Он звучал совсем не так, как это мне представлялось... Однако я понимал, что кардинально изменить ничего я не смогу... Поэтому я закрыл редактор на несколько часов, а потом включил и снова послушал. С каждым разом я просто "прислушивался" к тому, что звучало из динамиков. В итоге я понял, что получилось не сильно хуже того, что звучит в других песнях, просто он звучит совсем не так, как нужно именно в этой песне.

Зато мне очень нравятся гитары в этой песне! :) И клавишные проигрыши. И малый барабан!!! Наконец-то я смог приблизиться к тому звуку малого барабана, который мне всегда хотелось!

Так... Ну и теперь насчет текста. Текст, как обычно, вымучивался довольно долго. Кстати, я снова написал предварительно "рыбу", чтобы определить размер стиха. Опять это был набор звуков, первое, что на ум пришло... :) Название - "Розовый курсант". Звучало подстать названию:

Широка река во крутом бору Следом за тобой я иду на свет.
Там где нет тебя, там где нет  меня нету ничего.
Остывает куст розовой зарей Плачут петухи над пропажей лет.
Розовый курсант сядет на забор и захочет спеть.

Ну а если серьезно, то в этой песне продолжается тема, затронутая в других песнях альбома - "Больно" (кстати, я долго думал - нормально ли это, что на альбоме будут две песни с похожими названиями, но решил, что нормально), "За темнотой", "Камни", "S.R.M.G.". Я уже давно говорил, что опасаюсь, что мое одиночество - расплата за некоторые гадости, которые я совершал в разное время. И каждая моя эпопея с новой "звездой" проходит по давно выверенному маршруту - начинается все с радости, с заживления прошлых ран, но в итоге все оказывается так же... Когда-то в мемуарах я описывал это в категориях океана и лодки.

Всякий раз в начале дороги – жизнь, но в конце – беда…
В боли рождена, и обречена снова болью стать, чтоб замкнулся круг -
Дар или проклятье, расплата или судьба.

И всякий раз итог - искупление. Но искупление непрощенное, не хватает пока до полного прощения. Тем более, что я все равно продолжаю приносить боль близким. Так что... Боюсь, это надолго...

Кстати, заметил такую вот негласную полемику последней песни альбома с первой (я сейчас говорю в хронологическом порядке). Если в "За темнотой" еще были строчки "Где-то за темнотой солнце и яркий свет", то тут уже "Но за горизонтом все та же тьма, что и здесь мое жрет небо…". Как говорится, два года не прошли даром... :)


назад

Сайт создан в системе uCoz