Черная быль - 2009

01 - Игла
02 - Чернобыль
03 - Четыре Всадника
04 - Час беды
05 - Ты вернешься
06 - Последняя ночь
07 - Свет

С вашего позволения, я не стану менять здесь порядок песен так, как он изменен в альбоме, а оставлю в той последовательности, в какой они были записаны. Впрочем, список выше написан в конечной последовательности.

Первая песня данного альбома называется "Ты вернешься". Рождалась она у меня очень долго. Придумав проигрыш и аккорды на куплеты и припев, я решил ее записать. Но, написав барабаны и начав запись еще в конце мая, я ее бросил. Во-первых, были серьезные проблемы с компьютером, а во-вторых, я чувствовал, что пока еще не могу ее записать.

Проснувшись утром во вторник 24 июля, я вдруг понял, что пора писаться. И действительно, я за один день записал и свел фонограмму. Но главная проблема была в тексте. Испытывая уже долгие годы творческий запор, я с сожалением наблюдаю, что он становится все сильнее. Поэтому текст все никак не рождался. Было испробовано несколько вариантов, но все было не то. Пикантность ситуации добавлял тот момент, что до сих пор я не придумал мелодию для песни. Были только аккорды, а как под них петь, я даже не представлял.

Текст наклюнулся вечером 25-го, когда я принимал ванну. Выйдя, я записал то, что пришло на ум. Ну а уже около полуночи я взялся за текст, и примерно к часу ночи он был готов. Тогда же я окончательно определился и с мелодией.

И вот сегодня, 26 июля, я записал вокальные партии и окончательно свел песню, причем, несколько ценных советов дал мне Бегемот. Это его первый, если не ошибаюсь, опыт с моими песнями.

Ну а сама песня посвящена трагедии, которая произошла со мною 9 июля этого года. Девушка, которую я любил на протяжении более чем двух лет, и которой я посвятил все свои последние песни, уехала в город Рыбницу (Молдавия), и, возможно, навсегда. Если она прочтет эти строки, я хочу, пользуясь случаем, сказать, что все еще очень люблю ее, и жду, и надеюсь, и верю... И желаю ей счастья.

 

"Игла". Эта песня - славный ветеран. Написана она была мною летом 1996 года, и сразу выбилась в мои любимчики, а так же понравилась моим друзьям. С этого времени она была постоянным номером в моем репертуаре "дворовых концертов", которые я с удовольствием "давал" теплыми летними ночами: у костра, или просто во дворе, или даже в подъезде. Эта песня пользовалась заслуженной славой и в общаге - ее часто просили спеть, и она вошла в акустический альбом, записанный в 1998 году.

Мы, будучи еще ШабаШом, дважды записывали "Иглу" - на альбомах "ШабаШ-II" и "ШабаШ-III". Мы исполняли ее на наших концертах в 1999 - 2000 годах. Она была одной из песен, которые мы выбрали с Бегемотом для нашего так и не написанного альбома. Да и во всех придуманных, но незаписанных нами в период с 1995 по 2000 годы альбомах, она обязательно фигурировала. Короче, послужной список у этой песни немалый, и если я и не записал ее раньше, то лишь потому, что при записи "PostSabbath" у меня не было в наличии гитары с примочкой, а в "Речитатив" она не влезала концептуально. Но зато теперь настал ее звездный час.

Рождение песни было долгим, и несколько мучительным. 11 августа я записал барабаны. 13 августа были записаны инструменты, причем с некоторыми пришлось повозиться. В частности, соло я записывал около двух часов, и все равно оно получилось не таким, как я задумывал. Один пассажик мне так и не удался, зато два дня потом болели связки на предплечье левой руки. 14 августа я записал голос. Но...

Но мне пришла в голову идея попросить Яночку (те, кто читал мемуары или смотрел фотографии, поймет, о ком я говорю) спеть куплеты ее дивным голосом. Яна не отказалась, но она была очень занята, поэтому около полутора недель я просто ждал, когда же она сможет придти. Потом она сказала, что не сможет записаться, так как очень занята и скоро уезжает в Москву. Я нашел другую певицу, тоже очень достойную, но, к сожалению, совершенно не подошедшую для этой песни. Короче, от безысходности я снова позвонил Яне, и она согласилась уделить мне один день.

И вот 2 сентября мы в 11 часов утра начали запись. Первый вариант был готов к половине третьего дня. Все было хорошо, но это не совсем синхронизировалось с моей мечтой. И я предложил Яне пропеть свои куплеты на октаву выше. Еще около часа ушло на запись и обработку нового варианта, но зато мы поняли, что в этот раз попали просто в десятку. Это было именно то, о чем я мечтал. И именно в таком виде мы услышите эту песню, хотя я сохранил для истории и первый вариант с Яной, и даже вариант, где всю песню пою я (для того, чтобы Яна смогла лучше уловить мелодию и некотороые нюансы).

Сегодня, 3 сентября, приехал Бегемот. Послушал песню, и решил, что она недостаточно мощно звучит. Короче, он сел за комп и пересвел песню заново. Добавил гитары, барабанов, баса... Короче, мощи. В общем-то, результат меня порадовал, поэтому финальной версией я решил сделать именно эту, Бегемотскую редакцию.

Теперь два слова о тексте. Он навеян, естественно, вышедшей в 1996 году песней Арии "Ангельская пыль". Тут даже отнекиваться глупо. Песня - о молодой и красивой девушке, у которой было все, что душе угодно, но она, то ли от избалованности, то ли еще по каким причинам, шагнула в ту страшную пропасть, которая называется наркоманией. В первом куплете мы видим прекрасный сад, Эдем, куда заносят героиню ее наркотические сны. Но дальше этот прекрасный мир рушится под напорами ветра, и девушка оказывается вновь на грешной земле, испытывая при этом адские муки. И, дабы избавиться от этих мук, она снова берется за иглу... И, как показывает, финал, это - начало конца. В конце концов появляется старуха-Смерть, но те самые боги, которые так манили героиню в лоно своего фальшивого рая, вдруг растворяются, как бесплотные духи, оставляя несчастную наедине со своей, болью, смертью, совестью...

 

"Свет". Эта песня была написана в уже далеком 1998 году, когда я учился на первом курсе университета. Выросла она, если я не ошибаюсь, из двух строчек: "Крылья забытых богов хлопьями снега ложились под ноги". А вообще нам тогда нужна была такая вот "героическая" песня. Ну и она получилась. Музыка - подстать тексту. И я уже тогда мечтал о том, как она будет мощно звучать с многочисленными клавишными. К сожалению, в то время об этом можно было только мечтать.

Мы исполняли "Свет" на концерте всего один раз. Я помню, как перед этим концертом, когда я показал Бегемоту новую песню, мы очень хотели сделать ее более эпической, с навороченной по тем временам (для нас, естественно) аранжировкой. Помню, как мы сидели у Бегемота дома, и я почти по ноте выдумывал вступительный гитарный перебор.

Не так давно мне пришла в голову идея записать эту песню. И я сделал это. Причем, "Свет" сдвинул очередь песен, которые я готовился писать - "Чернобыль" и "Час беды". Не знаю, почему так получилось. Что-то меня вдруг зацепило в ней.

На запись ушла ровно неделя (12-19 марта). Почему так долго? Во-первых, торопиться было некуда - голос я могу писать только по средам, когда у меня выходной и дома никого нет. Поэтому начав в среду вечером прописывать барабаны, я понимал, что у меня есть неделя, чтобы закончить песню.

Во-вторых, на этот раз я писал гитару уже по-другому. Я не использовал встроеный овердрайв своего комбика, поскольку его звучание меня не слишком устраивает (хотя, в предыдущих двух песнях у меня к нему особых нареканий нет). Я использовал программные гитарные процессоры Guitar Rig 3 и AmpliTube 2. Причем, поскольку моя звуковая карта не позволяет использовать их в реальном времени (слишком велики задержки), то использовал их как VST-плагин для Cubase. То есть, я записывал просто акустическую гитару, а затем обрабатывал ее в Cubase. Естественно, для этого требовалось куда больше времени.

Не знаю почему, но я не совсем доволен записью. Слабым местом (причем, в буквальном смысле слова) стал вокал. Запись оказалась слегка высоковата для меня. Попытки искусственно занизить ее мне не понравились - заметно менялось звучание. Поэтому пришлось поднапрячься. Тем не менее, голос в припевах получился слабый и придушенный. Отчасти его спасает агрессивное эхо (специально наложил!), но тем не менее, слушаю его все равно с некоторым недовольством. Да и некоторые другие вещи не совсем устраивают.

Однако, песня все же звучит достаточно мощно. Думаю, 10 лет назад, услышав ее, я был бы весьма доволен. А значит, программа-минимум выполнена.

Начало песни казалось мне немного куцым, и я добавил интро. Уж не знаю, стало ли лучше. У меня на этот счет снова два противоположных мнения.

Однако, вы меня не слушайте, а то настроитесь заранее, что песня плохая. Нет, я считаю, что в целом она очень неплоха.

Теперь о тексте. Тогда, в 1998 году, текст был высосан из пальца. Обычная героическая сага о доблестных воинах, "бросивших вызов богам", дабы вернуть людям свет. Конечно, все они погибли, но дело свое все же сделали. Пусть вас не смущает слово "мы", периодически встречающееся в тексте. Сразу хочу сказать, что ни коим образом не причислял себя к вышеописанным товарищам. Разве что мог использовать это в иносказательном смысле - мы, ШабаШ, воины Света в темном царстве попсы, несем этот самый свет людям. Тогда я верил в эту святую миссию, как и в великое предназначение рок-музыки (отчасти эта вера сохранилась и по сей день).

Позже я достаточно скептически относился к этому тексту именно из-за его излишней пафосности и плакатности. Но недавно я обратил внимание на некоторые фразы, которые кажутся мне весьма достойными. Самая емкая, это конечно "Не бойся смерти, есть забвенье, а смерти нет". Но имеются и другие фразы, которые резко повысили мое мнение о тексте.

Мало того, совсем недавно я нашел еще один, скрытый смысловой пласт в этой песне. Она оказалась во многом пророческой. Я вдруг понял, что эта самая тьма, окружающая нас - это наша современная коррупционно-авторитарная Россия с ее чиновниками, бандитами и чиновниками-бандитами. Ну а свет - это, естественно, Свобода, та самая, о которой так мечтали люди в 90-е годы, и которая так цинично была заменена на видимое благополучие нового застоя. А рыцари Света - это те люди, которые пытаются противостоять режиму. И, если верить песне, в конце концов все у нас будет хорошо.

Кстати, чтобы подчеркнуть эту тему, я в интро вписал следующие слова, принадлежащие "богам": "За то, что судьбу свою презрели - прокляты! За то, что законы наши тесны вам стали - прокляты! За то, что зависеть от нас не хотите - прокляты! За ваши мечты о свободе - прокляты!".

 

"Последняя ночь". Песня была написана еще в 2000 году. Записана 25, 31 марта и 2,5-7 апреля 2008 года.

Сразу хочу отметить, что ДАННАЯ ПЕСНЯ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАГИАТОМ НА ПЕСНИ ГРУППЫ STRATOVARIUS "PARADISE" И "COMING HOME", А ЯВЛЯЮТСЯ ВСЕГО ЛИШЬ "МУЗЫКАЛЬНОЙ ЦИТАТОЙ"!!!

Дело в том, что когда я написал эту песню, я хотел показать ею мое видение творчества групп типа Stratovarius, HammerFall, Helloween и т.п. Кстати, в тексте также имеется цитата на какую-то из песен одной из вышеперечисленных групп (точно не помню). Мало того, фактически с нее все и началось. Эта фраза "воины без лица", которую я услышал в одной из песен ("warriors without a face"). Использовав этот образ, я решил идти до конца, и взял музыку одной из моих самых любимых песен из репертуара одной из моих самых любимых групп. Так что это - не более чем немного вольный tribute.

Этим самым я продолжаю линию песен, начатых еще "Мгновением в бесконечности". И надеюсь, что музыкантов Стратовариуса не оскорбит мой ляпус. :)

Два слова о записи. Дело в том, что она эволюционировала по сравнению с другими песнями. Здесь наконец появился живой бас. Так что ненастоящими остаются только барабаны.

Эта запись знаменательна еще и тем, что до ума ее в значительной степени довел Бегемот. Он реально облагородил звук гитар, кардинально улучшил звучание барабанов... Ну и мастеринг - тоже во многом его заслуга. Так что - спасибо ему большое! А также за перепаянную кнопку на синтезаторе и спаянный шнур для бас-гитары. Ах, да - и за струны для баса тоже! Вот как он мне помог! :)

Пара слов о тексте. Текст, конечно, как говорится, "ни о чем". На три с минусом. Но - таково мое видение текстов подобных групп. Правда, его смысл коренным образом отличается от канонических основ христианства, ислама, да и других, наверное, религий. Ведь везде защитник своей Родины почитается как бы блаженным. Особенно шахиды у мусульман. А у меня получилось, что все, погибшие на войне, автоматом попадают в ад. Сразу хочу сказать, что лично я не разделяю сам данную точку зрения! Просто это было нужно для создания художественного образа. Точно также, как Гитлера может играть человек, ненавидящий фашизм. Поэтому не судите меня строго!

 

"Четыре Всадника". Песня была написана, если не ошибаюсь, в 2001 (или в 2000) году. Записана 2 мая, 23-27 июля 2008 года.

Запись этой песни была очень затянута по нескольким причинам. Когда я написал барабаны (2 мая), то поначалу лень было вообще писать дальше. А потом появилась уважительная отговорка: я решил подождать запись инструментов до того, как поменяю звуковую карту. И потом, когда я уже купил новую карту, запись все никак не начиналась - было много проблем с адаптацией к новой звуковушке (она полупрофессиональная с излишне замороченным интерфейсом).

21 июля я начал запись. 22 июля, дописав большую часть гитарных подложек и бас, я понял, что пишу все неправильно. Оказалось, сыгранные подложки... не ложатся под соло, которое является ключевым в песне. Кстати, именно с этого соло началась эта песня. Короче, все пришлось переделывать заново. Поэтому нормально к работе приступил только 23 июля, когда за день я записал фактически все гитары и бас. 24 были записаны клавиши, ну а дальше шла шлифовка и небольшие дописки. Кстати, в конечном сведении мне снова помог Бегемот, добавив громкостей на некоторые из проваленных по его мнению инструментов.

Наконец-то мне удалось записать песню, которую без всяких обиняков можно причислить к металлу. Я бы даже сказал, power metal'y. Если предыдущая песня ("Последняя ночь") - это скорее все же что-то типа hard'n'heavy, то здесь уже все "по-взрослому". А появилась эта песня благодаря тому, что я после записи "Последней ночи" наиграл на клавишах проигрыш, который мне очень понравился (он и стал основным для песни). Сам этот проигрыш в том виде, в каком я его впервые сыграл, теперь можно услышать в интро. И этот проигрыш наложился легко на давно написанную и уже позабытую песню про четырех всадников Алокалипсиса. Так я и решил воскресить эту забытую песню.

Тогда она уже звучала у меня в голове именно так, но в 2000 году у нас не хватило мастерства, чтобы ее сделать. Я вообще сейчас впервые в жизни сыграл такую ритм-гитару. И результат мне понравился.

Отдельно хочу оправдаться по поводу вокала. Дело в том, что первоначально я предполагал часть песни исполнить фальсцетом. Но соответствующих навыков пения у меня нет, поэтому пришлось орать обычным голосом. Это привело к тому, что спустя несколько дублей голос сел окончательно, так что второй куплет я пел с посаженым горлом. Я долго прокашливался и пытался выдать хоть какие-то нормальные звуки. Как только это удавалось, я тут же включал запись. Так и записал. Можете считать это оправданием, хотя я и сам понимаю, что вокал - не самое сильное мое место. :)

Ну и два слова о самой песне. Ее сюжет был навеян мне гравюрой Альбрехта Дюрера "Четыре всадника Апокалипсиса". Ее раньше помещали в учебниках по истории средних веков. Помните, там скачут четыре товарища, какжется, Смерть, Голод, Мор и Война (хотя точно я не помню, кто там был)? Ну и вот на базе этой гравюры была написана страшилка в стиле Stratovarius и т.п. групп. Кстати, вполне возможно, что тексты "Всадников" и "Последней ночи" были написаны примерно в одно время. Конечно, текст получился весьма куцый, малоинформативный. С другой стороны, выхваченные мгновения делают общую картину еще страшнее. Именно из этого принципа я и исходил. Хотя данный текст к литературным шедеврам причислить, естественно, никак нельзя.

 

"Чернобыль". Я начал писать эту песню еще в 1997 году, находясь под впечатлением какого-то документального фильма о Чернобыльской катастрофе. Но тогда у меня возникли серьезные проблемы с текстом. Я уже точно не помню - то ли я написал первый куплет, и никак не мог двинуться дальше, то ли я написал только припев (скорее всего, все-таки второе). И около года от "Чернобыля" был только припев. Полностью написать текст я смог только к 1998 году. Именно поэтому в оригинале текста в конце второго куплета была строчка "И вот уже двенадцать лет Я под его пятой". Понятно, что при записи ее пришлось отредактировать сообразно реалиям времени.

Песня "Чернобыль" была песней класса "Иглы", "Пророчества" и подобных им песен, т.е. максимально востребованная в среде немногочисленных моих слушателей. Мы исполняли ее несколько раз на концертах (кажется, минимум два раза - еще в акустике и на концерте "Черная пыль", где она была фактически заглавной), это была единственная песня, о которой мы тогда думали как о возможном варианте на клип (!!!) - это было в 2001 или 2002 году. Но тогда у нас не было качественной фонограммы. Мы планировали "Чернобыль" к записи на нашем втором, увы, так и не записанном альбоме. И кстати, название ему тоже планировали дать "Черная быль". Так что сейчас я всего-лишь восстанавливаю статус-кво, тем более что на этом альбоме очень много песен с того, не вышедшего.

Аранжировка песни не претерпела кардинальных изменений со времени ее создания. Если интересно, вы можете услышать вариант этой песни, записанной нами в гараже в 1999 году. Имеется еще концертный вариант, но его я не выкладывал.

Запись песни проходила 31 июля, 4-6 августа 2008 года. В первый день были записаны барабаны, во второй - практически все гитары (включая бас), в третий - клавиши и некоторые гитарные фрагменты, а в последний - все это мучительно доводилось до ума. О записи хочу добавить только одно: мне захотелось добавить в первый проигрыш перед куплетом звук "плавающей" гитары (я не знаю, как это называется по-настоящему). Обычно в таких случаях музыканты одевают на палец специальное приспособление вроде металлической трубки, которой и извлекают искомый звук. У меня, понятное дело, подобной трубки не было. Я стал гадать, чем ее можно заменить. Сначала я попробовал коплачок от маркера, затем - колпачок от губной помады сестры... Все было не то. Пластик давал совсем не тот звук, которого я хотел. И я вышел из положения, использовав... обычную пальчиковую батарейку. Получилось очень классно, и я всерьез задумался о том, чтобы преобрести себе такую занятную вещицу.

Теперь два слова о тексте. Текст, в принципе, неплохой. При наличии откровенно слабых мест, там имеются строчки, которые мне нравятся. Плюс к этому достаточно пафосное сочетание реальных событий и мистической интерпритации также добавляют ему некоторый шарм. Емкие понятия "Черная быль - Чернобыль", "черный огонь", демон, пустивший "полынь гулять землей" (кто не знает, слово "Чернобыль" переводится как "полынь"), которыми я до сих пор очень доволен. Ну а смысл прост - всем нам, кто был вовлечен в данную техногенную катастрофу (я с 1986 по 1991 год проживал в одном из самых загрязненных районов Брянской области), рано или поздно придется столкнуться с этим демоном.

 

"Час беды". Текст этой песни был написан еще в далеком 1999 году. На сегодняшний день это один из наиболее любимых моих текстов. Он нравится мне как своей эпичностью, так и метафоричностью. В этом плане он может соперничать с "Пророчеством". Тогда же была написана и музыка, причем, под влиянием брюзжания Бегемота, говорившего, что у нас нет песен со сложным темповым рисунком, подобных, например, Metallica. Хочешь? - на! Конечно, назвать "сложной" ритмику "Часа беды" язык не повернется, но по тем временам нас вполне устраивало. Песня со сменами темпа, неровным ритмом, скачки от акустического звучания к "тяжеляку" - все это тут же сделало песню нашим фаворитом. Увы, быть может из-за сложности, а может из-за длины и "занудности" мы играли эту песню только на репетициях.

Песня была з аписана 16, 24 декабря 2008 года, 12-17 января 2009 года. В декабре - это я писал барабаны. Ну а потом засел за запись только почти через месяц. При этом очень торопился - 18 января приезжала моя племянница, и я понимал, что если не закончу запись к этому сроку, то ее придется заканчивать только в феврале.

Для записи соло я попросил у одного из своих учеников электрогитару с ручкой вибратора. Играть на ней было - одно удовольствие! К сожалению, я, наверное, переборщил с тягучими соляками, заканчивающимися характерным плывущим звуком, но это было так клево!.. Я даже иногда чувствовал себя настоящим гитаристом! Что не говори, а эта песня стала самой "соляковой" за всю мою короткую карьеру. :) Правда, поскольку соло игралось с живым звуком, без уже привычной мне обработки в гитарном процессоре AmpliTube, звук его оказался несколько глуховатым, низковатым... Поначалу, когда уши были уже "замылены" постоянным прослушиванием, это как-то не бросалось в глаза, а вот сейчас жалею. Провалились соло...

Ну и теперь немного о тексте. В принципе, здесь используется банальный сюжет о нападении неких темных сил на святую Русь. Причем (и это, наверное, сейчас приобретает актуальный оттенок), нечисть нападает на нас с востока. А кто там у нас на востоке?.. Неуж-то песня о столкновении христианской и мусульманской цивилизаций? Или это про китайцев?.. На самом деле, это самый абстрактный восток и самые абстрактные враги.

Особенно в тексте меня радует второй куплет, где описываются те беды, что обрушились на страну. Очень уж хорошо получилось, как мне кажется. Метафорично. Ну а в целом - смысловая нагрузка текста не слишком велика. То есть, форма получилась преобладающей над содержанием.

назад

Сайт создан в системе uCoz