PostSabbath - 2005

Часть 1. Post

Когда спускается ночь
Все дальше ты
Тоска
О тебе
На память
Листья
Летний дождь
Не верю
Мгновение в бесконечности
Жизнь продолжается

Часть 2. Sabbath

Про смерть
Карма
Колыбельная
Пилат
Пророчество
Солнце
Сны
Озеро Слез



 

«Когда спускается ночь». Песня написана 25-26 июля 2005 года. Записана 26-27.07.2005 года.

На мой взгляд, это – самая неудачная песня данной части альбома. Написана она была, по сути, главным образом для того, чтобы добить альбом. Еще один речитативчик. В музыкальном плане ничего особенного эта песня не представляет. К сожалению, в плане текста – тоже. Я решил в этот раз написать абсолютно прямолинейный текст, абсолютно попсовый. В общем, захотел больше соответствовать специфике жанра. И, если тексты других речитативных композиций, таких как «На память» и «Листья» были несколько загружены различными ассоциативными образами, то в этой я решил сделать и текст похожим на какие-нибудь Руки Вверх!.

Кстати, Ваня, как только послушал эту песню, сразу обратил на это внимание. Сказал что-то типа того, что: ну вот, в этот раз ты решил не заморачиваться со словами!

Мало того, я еще припустил в текст откровенной примитивщины. Я пробовал делать это и в вышеозначенных песнях, но там все-таки сильнее оказывалось мое рокерское начало, которое протестовало против такого насилия над текстом. Поэтому там эта примитивная грубость стиха лишь проскальзывает местами. Здесь же мне удалось захватить контроль над этим самым рокером, сидящим во мне.

И – очень зря. Лишившись такого важного цензора, я уже не мог отвечать за качество текста. И текст получился – так себе. Вообще-то, песня, наверное, не плохая. Она просто – никакая. Как говорит Ваня, ни о чем.

«Все дальше ты».  Это, пожалуй, самая любимая и главная для меня песня с данного альбома. Песня была написана 23.06 - 3.07.05 г., а записана 1-3.07.05 г.

Началось написание этой песни с того, что я, снова томясь тоскою, наиграл на гитаре некий проигрыш, который мне понравился. Он удачно сочетался с аккордами, которые я придумал несколько ранее, и все думал, куда бы их пристроить. Теперь, когда музыка была фактически готова, я начал писать текст.

Как обычно в последнее время, текст давался мне с трудом. Я мучительно подбирал нужные слова. Текст собирался как мозаика: строчка туда, строчка – сюда. Но то, что получилось, потрясло меня самого. Все те чувства, которые незримо присутствуют в «Тоске», здесь материализовались в слова. И какие слова! По емкости текста я могу сопоставить его разве что с «Пилатом» и «Разочарованием» (я, естественно, говорю сейчас только о своих текстах). Каждая строчка – как удар колокола на собственной панихиде.

Дни сквозь пальцы бегут как вода,
Унося мою жизнь в никуда.
Все дальше, в тоскливую даль.
Едким дымом сгорают мечты,
Оставляя лишь прах пустоты,
Жгут годы, которых не жаль…

В музыкальном плане апофеозом композиции является, конечно же, соло после второго куплета. Особенно в тему оказался звук какого-то низкого звенящего инструмента, который монотонно ударяет в начале каждой музыкальной строки. У меня снова возникают ассоциации с колоколом. For whom the bell tolls?..

Следующая композиция, снова инструментальная, называется «Тоска». Написана и записана 21 июня 2005 года. Несмотря на то, что я говорил, что я очень горжусь «Летним дождем», данный инструментал мне тоже очень нравится. Хотя я признаю, что для его восприятия необходимо иметь определенное состояние души, которое англичане называют сплином, а русские – просто тоской.

Данная музыка – слепок с моей души, сделанный в минуту отчаянья, когда прошла эйфория, которую вы наблюдали в песне «О тебе». Однажды я вернулся с работы, переполняемый чувством одиночества и тоски. Все казалось мне пустым и ненужным. За окном было серо – накрапывал дождь, мелкий и противный. Короче, все компоненты для приготовления коктейля под названием «Депрессия» были в наличии.

Я сел за синтезатор, и стал отвлеченно наигрывать то, что приходило на ум. Хотя, наверное, не на ум, а где-то на уровне подсознания, потому как разум мой был пуст, и только гулкое эхо гуляло в черепной коробке. И вдруг я заметил, что играю какую-то щемяще тоскливую мелодию. Я проиграл ее раз, другой. Она мне очень понравилась. И вдруг мне пришла в голову мысль записать ее, чтобы запечатлеть это ощущение тоски навсегда.

Быстро, чтобы не расплескать мысли, я подключил синтезатор к компьютеру, и начал записывать. Конечно, за это время кое-что подзабылось, но я решил просто начать импровизировать, благо сама причина этой песни (черная меланхолия) никуда не делась. И вот я записал некую мелодию, наигранную на электрическом пианино с очень одиноким по ощущению звуком. Действительно, получилось очень похоже на то, что я испытывал, но чего-то все же не хватало.

Тогда я записал сверху дорожку струнного оркестра. Именно он добавил законченности этой мелодии. Кстати, обратите внимание на сочетание: пронзительная звенящая тоска мелодии переплетается с глухой, перманентной печалью струнных. Оркестр настолько органичен и самодостаточен, что я бы, наверное, с удовольствием слушал и его одного. Каждая нота там – в тему. Это – моя живая мысль, живое чувство.

Чтобы добавить ощущение ирреальности, и даже иррациональности, я добавил третью дорожку с инструментом под названием Xenon Pad. И все – произведение было готово. Конечно, оно получилось не совсем обычным. Но одно несомненно: это – реальное отражение моей души.

Я не могу сказать, что я вижу при прослушивании этой мелодии. Как правило – это все та же коричневато-бурая темнота. Но более ничего конкретного. Наверное, потому как раз, что рождена эта музыка была не сознанием, а подсознанием. И действительно, если я внимательно слушаю эту песню, на меня находит состояние, которое фактически можно назвать легким трансом. Возможно, она оказывает такое действие только на меня, в силу резонанса с колебаниями моей души.

Серега Шкуркин сказал, что он не может слушать эту музыку – слишком депрессивная она получилась. Та, которая сподвигла меня на написание «Тоски», сказала, что в ней ей слышится мелкий тягучий серый дождь. Наверное, ТОТ САМЫЙ мелкий тягучий серый дождь, который шел за окном, когда записывалась эта мелодия. Видите, она отразила в себе не только мои переживания, но целый комплекс того, что происходило в этот момент вокруг меня.

Вот такая получилась инструментальная вещь. Самая лаконичная – всего три дорожки. И такая емкая.

«О тебе». Песня написана 13.06.05 г.; записана 14.06.05 г.

Как можно заметить, эта песня уже из другой оперы. В ней нет ни тени грусти (ну, разве только тень…). Она вся насквозь светлая и исполненная надежды.

В тот момент, когда писалась данная песня, я ощущал такой вот прилив невероятной нежности, невероятного счастья от осознания того, что ОНА есть на свете, что ОНА – самая лучшая из всех девушек. Как мне нужно было его передать? Бегемот, например, очень небрежно отнесся к данной песне. Попса и сопли – так он примерно ее охарактеризовал. Ему не хватало гитары и тому подобной атрибутики. И действительно, песня похожа на что-то из репертуара, например, группы Руки Вверх!. Действительно, когда я ее делал, неким ориентиром для меня служила песня упомянутой выше группы «Омут».

Но стоило ли делать эту песню рок-балладой? Да, рок-баллада – это невероятно торжественно, пафосно, масштабно. Ее можно сравнить с коленопреклоненным гимном, по трагичности и торжественности она под стать Ромео и Джульетте и всей той истории, что разыгралась, кажется, в Вероне (если не ошибаюсь). Да, я мог бы постараться с помощью этой песни рухнуть перед НЕЮ на колени и в очередной раз сказать, как я ее боготворю. Но в данный момент мне хотелось не этого. Рок-баллада может передать возвышенную романтическую страсть, обожание, самоотверженную или же разбитую вдребезги любовь. Не может она, на мой взгляд, передать простую человеческую нежность. Не пасть ниц пред светлым ликом, а слегка провести ладонью по щеке, осторожно убрать прядку волос с лица, легко, почти даже не губами, а дыханием коснуться шеи… Вот этого не может рок-баллада в силу ее масштабности и пафосности. Именно для этого существуют попсовые медляки. И именно это было нужно мне в данный момент. Поэтому я сделал именно такую песню.

Кроме того, подобранный ранее проигрыш никак не подходил для тяжелой песни. Кстати, когда я придумал этот проигрыш, то тут же появились сомнения: а не содрал ли я его снова откуда-нибудь? Дело в том, что почти каждая моя песня подвергается нападкам со стороны, обвиняясь в плагиате, хотя улики имеются по незначительному числу случаев (как например вышло с песней «Жизнь продолжается»). Так вот, придумав этот проигрыш, я сразу же показал его двум-трем друзьям, и только когда они признали, что, вроде бы, ни на что не похоже, я стал придумывать мелодию к куплету и припеву.

Как у меня появилась идея этой песни? Вообще, мне хотелось написать что-то очень нежное, очень личное, хотелось рассказать о том, сколько радости приносит мне моя любовь. И снова я не мог найти нужных слов, таких, чтобы не упростить и не опошлить то, что я чувствую. И тут мне пришел в голову образ луча, сошедшего с небес, чтобы осветить мой путь. Этот образ оказался очень кстати – и вот я написал эту песню. И, несмотря на то, что нынешние чувства причиняют мне очень глубокую боль, я все же бесконечно счастлив, что полюбил такую прекрасную девушку, и до сих пор утверждаю, что эта любовь явилась для меня тем самым солнечным лучом, что не давал мне сойти с этой плохо проторенной дорожки, называемой жизнью, в мракобесие, царящее вокруг нее.

«На память». Песня была написана и записана 29-30 марта 2005 года. Это – одна из моих любимых песен на альбоме. И, в первую очередь, благодаря великолепной музыке, которая, к сожалению, является не моей. Эта прекрасная тема была позаимствована мною из фильма «Гардемарины, вперед!».

У меня давно уже была мечта сделать рэперскую обработку какой-нибудь известной киношной песни. А данная музыка мне всегда очень нравилась. И вот, я решил поэкспериментировать с нею. Подобрал музыку (правда, когда я позже повнимательнее послушал оригинал, то нашел небольшие отличия). Дело оставалось только за текстом. Нужна была какая-то идея, какое-то переживание, которое можно было бы переложить на стихи.

Что касается песни, то напоследок хочу похвастаться проигрышами. Мне кажется, мне удалось очень неплохо сымитировать большой струнно-симфонический оркестр, и вообще песня получилась очень торжественной благодаря этому проигрышу. Но, к несчастью, одной (а точнее, даже семи) песни мало, чтобы смягчить женское сердце. Но, поскольку ровно на эту же тему написаны все оставшиеся песни, то я перехожу к ним.

Вторая песня, посвященная той же музе – «Листья». Текст написан 12.10.04 г. Песня записана 13-14, 19 октября 2004 года.

Мне давно хотелось записать рэперский медляк. И вот как-то я, наигрывая на гитаре, сыграл довольно простой, но интересный ход. Конечно, сам по себе он был бы не слишком подходящим, но у меня родилась идея сделать его основой для целой рэперской песни. Я подумал, что если наложить его на соответствующие барабаны, получится неплохо.

Действительно, получилось неплохо. Даже Бегемот похвалил, что было весьма неожиданно, учитывая его отношение к подобной музыке. Песня получилась красивой, и достаточно «пОверной» по выражению Бегемота. Мне очень нравятся, например, клавишные. А проигрыш на пикколо после первого припева, на мой взгляд, это вообще нечто. Отличный контраст с припевом дает. И сразу возникает ощущение прозрачного красно-желтого леса.

Не надеясь на свой голос (ну не похож он на рэперский!), я решил сдвоить вокал. В принципе, результатом я доволен. Равно как и бэком в припеве. Его также Бегемот особо отметил.

Кстати, обратили вы внимание на странность в дате записи песни? Действительно, в первый день я записал барабаны, во второй – гитары. И в таком виде песня провисела около недели. Дело в том, что были некоторые проблемы с синтезатором. Кнопка, благодаря которой можно было менять тональность, перестала реагировать на нажатия. Пришлось договариваться с Артюшкиным, и заменять эту кнопку.

«Летний дождь». Инструментальная композиция. Записана 18-19.03.04 г. Вообще, идея зрела во мне достаточно долго. Основной рефрен придумал еще осенью 2003 года, но полностью сложилась композиция только к весне 2004-го.

На самом деле, я очень горжусь этой темой. На мой взгляд, это получился настоящий инструментал, который, по сути, является музыкальным воплощением некого явления, фактически, документальным описанием. В нашем случае – летнего дождя. Действительно, мне кажется, даже не зная названия, почти любой его сразу же назовет. И дело не только в шуме дождя в начале и конце композиции. Просто, мне кажется, что мне действительно удалось записать дождь нотами. По крайней мере, так утверждает мое самомнение.

Давайте я лучше расскажу, что я вижу, когда слушаю эту композицию.

Для начала скажу, что всякий раз, когда она начинается, у меня по плечам пробегает небольшой озноб, словно в открытое окно и вправду пахнуло свежей прохладой дождя.

Я вижу комнату, а, скорее, даже летнюю веранду с открытым окном. Странно, но картинка у меня застывшая и как бы в режиме сепии. Возможно, я вижу какую-то картину. Почти вся она в темных коричневых тонах. Все остальные цвета, если они не уничтожены полностью, то, по крайней мере, словно выцвели, словно подернуты коричневой дымкой.

Посреди комнаты стоит круглый стол на трех ножках. Иногда я вижу еще большой черный рояль, стоящий у распахнутого большого окна.

Поначалу идет обычный дождь. Кругом все серо, краски съедены дождем. Постепенно дождь усиливается, превращаясь в ливень. Набравший силу ветер, порывами бросает водные брызги прямо в открытую дверь (окно). Странно, что при этом картинка остается фактически неподвижной. Я вижу, как движутся тучи, как мечутся ветви деревьев и кустарника, но… при этом все неподвижно, как на картине.

Конечно, такой дождь не может продолжаться долго, и через некоторое время он стихает. И тут происходит главное чудо летнего дождя. В просвет туч пробивается луч солнца. Этот луч я вижу четко, потому что он бьет прямо в глаза. Как правило, эту часть действа я наблюдаю уже как бы извне, потому что вокруг все светло. Тысячи капель искрятся на солнечном свете. Наверное, где-то появляется радуга, но я ее не вижу. Дождь идет, но очень нехотя. Редкие и крупные капли звонко падают на прибитую водой пыль. И – этот несравненный звук крупных капель, падающих с крыши.

Казалось бы, дождь кончился, но это обман. К сожалению, ветер кропотливо заделывает прорыв в слое туч, солнце исчезает, и дождь возобновляется. Обычный летний дождь – серый, но не той гнетущей серостью, какой изобилует дождь осенний. Это – освежающая серость, приносящая облегчение после жаркого дня. И этот дождь может идти еще час, или даже больше. За ним я вновь смотрю из той же самой коричневой комнаты. И снова – рояль у окна. И снова – холодок по всему телу. И это дико приятно, особенно, скажем, зимой, когда такого дождя быть просто не может. Просыпается ностальгия по чему-то хорошему, обязательно связанному с летом.

Второе чудо этой музыки связано с тем, что она очень точно описала мое отношение к некой девушке. Как я уже сказал, что все песни здесь у меня посвящены кому-то, и эта не исключение. Когда я писал ее, мои чувства только зародились, и поэтому были раскрашены в розовые тона. Все казалось прекрасным, счастье – возможным, а ОНА – идеальной. Поэтому и песня вся получилась такая… воздушная. Как сказал мой друг, Серега Шкуркин, эта музыка кажется грустной, но от нее совсем не грустно. Она такая же светлая, как тот луч, о котором я рассказывал выше.

Короче, такая вот песенка получилась – «Летний дождь». Я написал ее в марте, а уже в мае по светлому образу моего нового ангела был сделан такой залп грязью, от которого она уже не отмылась.

Напоследок признаюсь, что звук дождя я спер из заставки к игре «Max Payne II». Ну вот, теперь, вроде, все.

Песня «Не верю» завершает собою цикл песен, посвященных той моей девушке, о которой речь шла выше. Вообще, все песни в этой части "PostSabbath" посвящены трем девушкам, которых я любил на протяжении пяти лет. Три первых были посвящены одной, две следующие – другой, и пять оставшихся – третьей и последней, которая и сейчас остается моей музой. К сожалению, ни с одной из них, кроме первой, у меня ничего не получилось. С другой стороны – именно благодаря этому родились мои песни. Во всем надо искать хорошую сторону.

Что сказать о песне? Она мне очень нравится. Она, действительно, получилась великолепной. Короткая, но при этом законченная. Красивая и нежная. Когда я ее записал, мы с Ваней, помню, прослушали ее ПОДРЯД раз пятнадцать.

Текст тоже мне нравится своей романтичной метафоричностью и емкостью. Музыка и аранжировка – одни из моих самых любимых. Кстати, по поводу аранжировки. Дело в том, что тогда мне понравилась песенка ныне благополучно забытого Кристиана Лейниха с какой-то там Фабрики Звезд. Назвалась она «Зажигай солнце». Вот мне и хотелось сделать песню в такой же минималистской аранжировке. Только я заменил электронное пианино на настоящий рояль, поскольку подходящих звуков первого я не нашел.

Кстати, я забыл сказать, что написана песня была 14.06.03 г., а записана 17-18 июня 2003 года.

«Мгновение в бесконечности». Песня записана 30-31 марта 2003 года. Вообще, начнем с того, что это – не моя песня. Эту песню вы можете услышать на альбоме группы Scorpions «Eye II Eye». И называется она в оригинале «A moment in a million years». Просто однажды после одного из школьных вечеров, где мы танцевали с той самой девушкой, о которой речь шла в предыдущей песне, медленный танец под эту песню, она (песня) стала прочно ассоциироваться у меня именно с этой девушкой. Тогда я перевел ее с английского при помощи программы-переводчика Magic Goody, затем сделал так называемый литературный перевод, причем, постарался сделать его как можно ближе к тексту. Затем я подобрал музыку на гитаре. Конечно, хотелось сделать ее на клавишах, но к тому времени я играть так не мог.

Позже я все же взял синтезатор, и где-то в течение недели на слух разучивал партию рояля, пытаясь снять дословно. Процентов на 80-85, думаю, мне это удалось. Ну а затем в один прекрасный день я записал эту песню.

Правда, в первом варианте я пропел ее очень плохо, поскольку пел в то время, когда дома был народ. Так что песня мне не очень нравилась, и почти до самого конца я не планировал включать ее в альбом. Но уже летом 2005 года, когда "PostSabbath" был уже почти закончен, меня посетила удачная мысль. Дело в том, что у меня была записана минусовка для этой песни. И вот, 20 июля 2005 года я, перепев вокал заново, включил «Мгновение в бесконечности» в состав альбома.

«Жизнь продолжается». Запись сделана 19-21 января 2003 года. Песня написана 12 января 2003 года. Это – моя первая сольная песня, по крайней мере из тех, что вошли в альбомы.

Я написал эту песню после того, как расстался с любимой девушкой. Причем, расстался не по своей воле. На следующий же день, совершенно измученный переживаниями, я написал эту песню. Это была возможность высказать ту боль, которая была во мне. Причем, в первую очередь, это была как раз возможность выговориться, поэтому я не слишком заморачивался на музыку. Мне даже неохота было придумывать мелодию для куплета, поэтому он так и остался речитативным. Первая строчка припева «А жизнь продолжается!» крутилась у меня в голове с самого начала, поэтому я быстренько накропал музыку. К сожалению, оказалось, что она очень похожа на старую песню Наташи Королевой «Чуть-чуть не считается». Наверное, это не совсем случайно, однако, в тот момент мне было абсолютно не до того. Короче, так и родилась эта песня.

Именно так и зародился альбом "PostSabbath". Взяв в школе бас, я в три дня записал эту песню. Несмотря на то, что это, фактически, первый блин, песня, на мой взгляд, получилась очень неплохо. И это с учетом того, что в ней совершенно нет клавишных. Особенно радует меня в ней, конечно же, гитарное соло. Думаю, это лучшее соло из всех, что я когда-либо придумывал и играл. Моя гитара, на которой тогда стояли нейлоновые струны, выдала просто-таки звук классической гитары.

Теперь о самой песне, точнее, о тексте. Текст, на мой взгляд, хорош. Тем более хорош, что он буквально является выжимкой той самой боли, которая сочилась из моей души в те январские дни. Каждое слово – правда.

Действительно, у меня тогда было какое-то чувство ирреальности происходящего. Как после ТАКОГО мир не раскололся на куски? Как, и, самое главное, для чего встало солнце? Почему мир не умер, и я вместе с ним? Именно от таких мыслей возникает то самое изумленное: «А жизнь продолжается!».

Обратите внимание, что текст написан как бы со стороны. Наверное, это тоже симптоматично. Настолько все было неожиданно и странно, что мозг, наверное, отказывался воспринимать это всерьез.

Кстати, сразу хочу отметить одну вещь. Строчка «падали в снег, замерзая, Амуры» искушенному слушателю может показаться притянутой за уши ради рифмы со словом «фигуры». Как не странно, это совершенно не так. Я не буду рассказывать здесь эту историю, однако, должен сказать, что эти самые «Амуры» являлись реальной частью нашей с нею, так сказать, субкультуры, появившимися однажды в одном из разговоров. Так что – это специально помещенные сюда образы, а отнюдь не плохая рифма!

Вообще-то, текст этот тоже был без названия. И название «Про смерть» - чисто рабочее. Так мы называли ее между собой. Но мне было лень выдумывать что-то более изящное, и я оставил это. Записал эту песню я 16-17 июля 2005 года.

Песня получилась очень хорошей. Мне она дико нравится. Особенно хочу выделить саксофон. Он получился прямо такой Алисовский. И очень душевный. И, на мой взгляд, очень естественный. Я бы его точно принял за настоящий, если бы не знал.

Бегемоту очень нравится мой вокал в последнем куплете. Ну еще бы. Я записывал его в одну из летних ночей, когда дома никого не было – родители уехали, сестра была на дискотеке. Я орал, как резаный. И в одном месте у меня срывался голос, так что перепевать пришлось несколько раз. В конце концов горло было уже прилично сорвано и першило. Но зато голос приобрел шикарные хриплые нотки, что как раз и украсило вокал. Ну и спето, конечно, с душой.

Очень трогательной получилась концовка, когда все инструменты замолкают, и остается очень тихое пианино. Осязаемо ставит точку над «и» последний удар хэта. Он как бы прихлопывает все надежды на то, что я могу допеть, долюбить, досказать.

Вообще, если говорить о тексте, то он вызывает у меня неоднозначные чувства. Вообще, он мне нравится, хотя и не является шедевром даже в моем понимании. Это – текст-середнячок.

«Карма». Записана 28.06.05 г. Эту песню особо отметил Тимашок, сказав, что она – лучшая на альбоме. Поэтому уделим ей особое внимание.

Как-то, перебирая залежи своих текстов с целью найти чего-то, что уже не помню сейчас, а может, просто наводя порядок, я наткнулся на листок со стихотворением, написанным еще в 2000 году. Оно было даже не озаглавлено, просто несколько четверостиший. Я прочел его, и оно мне понравилось. Я решил, что терять его не стоит, поэтому решил записать. Очень скоро придумал и музыку. Действительно, она играется на тех же аккордах, что и песня «Солнце». Да и вообще они похожи между собою, я имею в виду тексты. И написаны были в один период, и стилизованы одинаково. Поэтому – пусть это будет расценено как преемственность.

Мне хотелось записать эту песню в стиле некого этнического рока, сохранить тот небольшой старославянский налет, который едва угадывался в тексте. Поэтому песня должна была быть однозначно акустической, с минимумом инструментов. А еще мне очень хотелось сделать ее многоголосой. Попробовав, я понял, что могу разложить мелодию на простые составляющие. Причем, я сделал целых три разных голоса. Так что я очень горжусь этим – мне удалось сделать трехголосье так, что даже Тимоха не залажал.

Прикольная фишка вышла с возгласом «Давай!» перед соло. Я пытался записать его, когда дома были мама и Лена. Я очень стремался: нужно было, с одной стороны гаркнуть по-молодецки, а с другой – сделать это так, чтобы никто ничего не услышал. Иначе, сами понимаете, какой конфуз мог бы возникнуть.

В конечном итоге я понял, что данная дилемма неразрешима. И мне пришлось попросить домочадцев, чтобы они погуляли где-нибудь минут этак десять, пока я запишу кое-что. Что они и сделали. Потом Лена долго ухахатывалась над тем, ради чего я их выпроводил. Она-то думала, что я минимум песню собрался писать. А не один единственный крик…

Еще Тимоха заметил, что песня очень ускоряется к концу. Действительно, это – единственная песня, которую я писал даже без клика.

Теперь – о тексте. Мне текст очень нравится. Единственно только, название, быть может, не совсем удачное. Не ложится слово «карма» на этот чисто русский текст. Зато оно хорошо характеризует его основу – воздаяние за дела твои.

В общем, эта песня – моя исповедь. И хотя она написана была еще в 2000 году, на сегодняшний день мало что изменилось. Так что, слушая эту песню, знайте, что это – не просто красивые метафоры и пустые слова, а это – реальные переживания реального человека.

«Колыбельная».  Записана 25 мая 2005 года.

Об этой песне нечего говорить много. Рождественская песня о рождестве. Отсюда и мелодия и звучание. Я записал эту песню, поскольку она довольно неплохо звучала на нашем альбоме «ШабаШ-III», и мне захотелось возродить ее в новом виде. При этом я специально сохранил некоторые фишки оригинальной «Колыбельной», и, в первую очередь, Бегемотский бас. Причем я оставил даже завершающий звук баса, как нравилось Бегемоту. Хотя при записи произошло так, что бас в припевах, где он в оригинале был самым громким и мощным, стал как-то слабее даже чем в куплетах. Но и это оказалось неплохо, добавив песне умиротворенности.

Вообще, как сказал Бегемот, записывая эту песню, я словно хотел показать, сколько инструментов всяких разных интересных имеется на моем синтезаторе. Действительно, даже не считая, можно смело сказать, что в общей сложности я использовал не менее полутора десятков разных инструментов. И действительно, в принципе, как раз потому, как это объяснил Бегемот. Я находил классный звук и думал: ну как же его сюда не вставить?!

Что касается текста, то о нем тоже говорить особенно нечего. Очень оптимистичный. Самый оптимистичный из всех моих текстов. Но я уже, кажется, когда-то описывал его в прошлых мемуарах, поэтому не стану еще раз утомлять вас, тем более, что ничего особенного данный текст не представляет.

«Пилат». Песня записана 7-8 марта 2005 года. В буклете значится также, что при записи использован фрагмент инструментальной композиции собственного сочинения «Ave Maria!». Об этом мы тоже поговорим в свое время.

Итак, что можно сказать о песне. Инструментальна она не слишком богата, но зато все там вполне уместно, так что этой частью я тоже очень доволен. Единственно только, очень уж неестественно звучит перебор на синтетическом басу. Дело в том, что когда-то я придумал басовый перебор. Не сложный, но мне нравилось. Специально для него я написал подходящий текст. Как вы понимаете, это и был «Пилат». Но при записи настоящего баса у меня не было, поэтому пришлось переложить партию на клавиши. Ну и – вот что получилось.

Теперь о фрагменте инструментальной композиции. Действительно, еще ранее я придумал инструментал, который назвал «Ave Maria!». Он мне очень нравился, но вот записать его все как-то не получалось. Потом, когда был написан «Пилат», стало ясно, что ему не хватает как раз значительной инструментальной части. И я попробовал вставить туда часть написанного ранее инструментала. Он вписался как родной. Естественно, мне было очень стыдно. Написал музыку, посвятил не кому-нибудь, а самой Богородице, а потом взял и стырил ее. Получалось нехорошо. Поэтому я решил не забирать эту музыку совсем, а просто заимствовать ее. Поэтому я записал параллельно «Пилату» еще и «Ave Maria!», а потом кусок вырезал и вставил. К сожалению, инструментал не слишком удался. По существу, удалась только вторая часть, та, которая и попала в «Пилат». Конечно, все это как-то не очень красиво вышло, и мне на самом деле до сих пор немного стыдно. Но, надеюсь, Дева Мария меня поймет – все-таки песня получилась хорошей!

И давайте теперь перейдем к тексту. Текст очень коротенький – три небольших четверостишия. При этом он настолько емкий, что вместил в себя и судьбу и переживания одного из самых трагических героев «Мастера и Маргариты», да и Библии, хотя библейский Понтий Пилат выглядит не столь выигрышно.

Я чувствую, что прежде, чем продолжать разговор об этой песне, мы должны на некоторое время отвлечься, и обратиться к одной из самых любимых моих книг – «Мастеру и Маргарите». Я хочу поговорить только об одном герое и этой книги и моей песни – Пилате Понтийском, пятом прокураторе Иудеи, всаднике Золотое Копье, сыне короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

Не знаю почему, но для меня Пилат – это одна из ключевых фигур романа. Более того, самая трагическая фигура. Мне не так жаль Маргариты, задыхающейся с нелюбимым мужем, или Мастера, томящегося в клинике для душевнобольных; тем более, мне не жаль всех тех совслужащих, которые пострадали от Воландовской шайки – всех этих берлиозов, варенух, лиходеевых. Мне жаль его – этого бесконечно несчастного человека, который искупал вечным бессмертием свою минутную слабость. Наверное, более чем Пилата, может быть жаль только его пса Бангу, который разделил это проклятие с хозяином. Но речь сейчас не о нем.

Я ясно вижу его, сидящего на троне посреди темно-коричневой пустыни. У ног его кровавым пятном пылает лужа фалернского вина, которая никогда не будет вытерта. Он смертельно устал, он трет глаза дрожащими пальцами. Та самая головная боль, которую так живо описал Булгаков, стучит в голове. Но – Боже мой! – разве в этом дело?! Да разве боль эта сейчас вообще что-то значит для него? Разве чувствует он ее сейчас? Нет. Потому что он видит ту самую лунную дорожку и того самого бродячего философа Га-Ноцри, которого он предал на смерть.

Да, вот она – его настоящая мука. Вот он – его ад! Каждое полнолунье стремиться догнать эту удаляющуюся фигуру, каждое полнолунье пытаться высказать Ему что-то очень важное, и – не находить слов. Меняю вечное бессмертие на геенну огненную. Думаю, под этой фразой он бы, не задумываясь, поставил подпись.

О, как невероятно близок мне этот человек! Мне кажется, я смог почувствовать то, что чувствует он. К сожалению, я не в силах описать это. Точнее, я попытался это сделать в своей песне.

Я очень живо ощущаю то чувство, которое возникает у него при виде Га-Ноцри. О, он слишком хорошо помнит казнь, чтобы осознавать, что она все-таки была! Но, с другой стороны, он видит эти смеющиеся глаза, слышит мягкую, чуть вкрадчивую, но все равно такую желанную речь. И – несмотря на то, что губы Его полностью разбиты и покрыты кровавой коркой, Он – о, боги! – Он улыбается! А помните тот по-детски наивный, заискивающе-жалостливый вопрос: «Скажи, но ведь казни не было?». Вот она – вера! Пойти наперекор собственной памяти, собственным глазам, которые выхватывают из лунного полумрака и спутанные волосы с налипшей на них кровавой грязью, и разорванный плетьми хитон, и заплывшие кровоподтеками глаза… Нет, все это – глупости! Потому что Он сказал, что казни не было. Да, это – истинная вера.

Как невероятно жаль этого человека! Как ужасно думать, что одна ошибка в твоей жизни может так дорого стоить. Как хочется ему загладить свою ошибку (трусость, несомненно, один из величайших пороков; - нет, я возражу тебе, философ: трусость – это величайший порок!).

Чем еще мне очень импонирует Булгаковский Понтий Пилат, так это тем, что он перерождается. Утром перед судом, на балкон, в белом плаще с кровавым подбоем, вошел совсем другой человек. Римский прокуратор, опора кесаря, олицетворение государственной машины. Да и, наверняка, не очень хороший человек. Но посмотрите, как он меняется. Это изменение не революционно – он долго идет к пониманию смысла жизни. Поначалу он даже надеется, что все пройдет, что он забудет бродячего философа. Но с каждой новой луною вместе с раскаяньем приходит осознание того, что жизнь уже никогда не будет прежней. И гордый прокуратор становится совсем другим человеком. Помните, как смиренно он умолял Га-Ноцри попросить за него? Это ли наместник великого кесаря?

Вообще, чем гениальна книга Булгакова, чем она мне особенно интересна, так это тем, что она провозглашает превалирование Добра надо Злом. Мы на протяжении всего романа видим, что нет абсолютного Зла. Воланд, воплощение Сатаны, предстает совсем не таким, каким мы привыкли видеть этого врага рода человеческого. Он, прежде всего, мудр. А эта мудрость исключает бессмысленную жестокость. Эта же мудрость делает его фактически орудием возмездия Божия. Он наказывает виноватых, но мы видим, как он как-то совсем по-человечески добро относится, например, к Мастеру и Маргарите. Конечно, Булгаков – всего лишь человек, ему не дано постичь весь абсолют Зла, но идея эта мне очень нравится. Идея того, что даже Князь Тьмы не чужд Добра. Ведь был же он когда-то ангелом, Люцифером, несущим свет.

Но вернемся к Пилату. Точнее, к песне. В ней я как раз выхватил момент его видения: та самая лунная дорога, три фигуры – две человеческих и одна – верного пса Банги. И – тот самый щемящий душу разговор. Я от имени Пилата прошу Га-Ноцри убедить меня, что казни не было. И прокуратор сам убеждает себя в этом. Раз он видит философа и разговаривает с ним, «значит, в жаркий полдень не был Ты распят. Мне ль не знать, что мертвым нет пути назад!». Но нет – и в этом заключается вся суть пытки – в конце концов он осознает, что весь тот кошмар, в нереальность которого он пытался поверить, происходил на самом деле. Лунная дорога растворяется до следующего полнолунья. И перед нами снова – недвижимая фигура, воплощенный монумент Раскаянья и Муки, пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Вот мне удалось кое-как привести повествование к завершению. Это было нелегко, поскольку тема эта слишком живо откликается в моем сердце. И я искренне горжусь этим текстом.

«Пророчество». Песня записана 3 марта 2005 года. Эта песня – один из ветеранов. Более старыми, нежели она, являются только «Колыбельная» и «Про смерть». Песня, которую я на протяжении многих лет называл самой любимой. И хотя мы уже не раз упоминали эту песню в своих разговорах, давайте остановимся на ней поподробнее.

На альбоме эта песня звучит, пожалуй, масштабнее, эпичнее и торжественнее всех остальных, даже вместе взятых. Когда-то, в 1998 году, когда я придумал органный проигрыш к этой песне, я мечтал о том, как грандиозно она будет звучать. Должен признаться, что реальность нисколько не отстает от моей мечты, что на самом деле бывает нечасто. У меня получился настоящий гимн, гимн Лысой горы.

При записи голоса я занизил его, чтобы он звучал более эпично. Да и вообще, в этой песне к инструментальной части у меня есть только две незначительные претензии: несколько сбивающееся с ритма соло гитары после куплетов, а также слегка сбивающиеся иногда барабаны, которые я писал не с помощью Fruity Loops, а вручную. Но даже это не портит общей картины. Думаю, что эта песня – самое грандиозное мое творение.

Текст, конечно, с точки зрения глубокого смысла, не поражает. Действительно – песня о конце света, Апокалипсисе. Об этом уже столько сказано и спето! Тем более, что ничего оригинального данная версия не предлагает. По сути, мы наблюдаем просто вольную трактовку Откровения Иоанна Богослова. Те же катаклизмы, тот же приход Зверя, то же Царство Антихриста, которое наступит на некоторый период времени. Правда, в отличие от Евангелия, в «Пророчестве» все заканчивается лишь «войной» и «последним часом», что совершенно не проливает свет на вопрос «А кто же победил?» (кстати, для истинного христианина этот вопрос даже не ставится).

Вообще, если бы я написал эту песню сейчас, возможно, я изменил бы название. «Пророчество» - звучит слишком претенциозно, пафосно. Но что вы хотите – тогда мне не было семнадцати!

Итак, ничего особенного смысл текста из себя не представляет. Но здесь первостепенным становится не то, ЧТО написано, а то, КАК написано. И здесь я ставлю себе твердую «пятерку». Действительно, по образности символичности данный текст до сих пор держит уверенное первое место, разве что его немного теснит другой «вестник Апокалипсиса» - «Час беды», которая уже двумя строчками:

Завывали леса, голосили березы, ветер-бражник нес черную гарь,
Корчей дыбило землю, воротило погосты, дергал колокол пьяный звонарь.

 наносила довольно ощутимый удар по позициям «Пророчества». И, тем не менее, многие образы в «Пророчестве» до сих пор поражают меня емкостью и глубиной. Самое интересное, что смыслы некоторых образов я постигал уже позже, иногда спустя годы. Удивительно, что этому тексту уже десять лет! Я здесь хочу сейчас просто привести несколько самых любимых своих строк, чтобы вы почувствовали, что я имею в виду. И, кстати, простите, если то, что я сейчас делаю, выглядит как простое самолюбование. Действительно, отчасти это так. Но согласитесь, приятно бывает и самого себя похвалить. Итак, вот эти строки.

…Пламя гуляет по черным полям,
Вещает лесам о беде…

 …И пропоет стрела мертвых рек
Впалым глазницам болот…

 …На землю сойдет Слепой Поводырь…

 …И никто не заметит, что он за собой
Звериные стелет следы…

 …Он будет идти по воде
Туда, где распят был последний пророк
На обожженном кресте.

 …Стоны-молитвы в честь Сатаны
Ведьма-полынь пропоет.

Обратите внимание, что строчка «Ветер бичует стада-облака, сидя ВЕРХОМ НА ЗВЕЗДЕ» была написана еще до Найка Борзова с его одноименной песней, так что это никакой не плагиат!

Эта песня представляет собой просто набор образов, которые меняются, как слайды, показывая нам всего лишь обрывки действительности. Но от такого восприятия реальность становится еще страшнее.

И вот только что мне в голову пришла еще одна трактовка образа «мертвых рек». Помните, в Апокалипсисе, упоминание о звезде Полынь, которая сделает все реки горькими? Вот оно! И, представьте, действительно понял это только что, когда уже набирал эти строки!

Заметьте, что некоторым оправданием моему этакому «мудрому высокомерию», которому все известно, может служить то, что в песне все-таки употребляется местоимение «мы», а не «они». «МЫ все поверим», «МЫ будем дружно смотреть ему в рот». Да минует нас чаша сия!

«Солнце». Песня записана 31.01. - 02.02.05 года.

Иногда я слушаю эту песню, и она мне нравится. Иногда мне кажется, что это – самая провальная песня альбома. Не знаю, отчего зависит такой перепад мнений.

По большому счету, песня получилась очень ординарной в плане музыки. Бегемот вообще назвал это поп-роком, имея в виду те трубы, что играют в проигрыше после первого куплета. Да и сам основной проигрыш явно попсовый, хотя и звучит приятно.

Вокал – тоже не самый удачный. Дело в том, что я записывал эту песню утром, когда в другой комнате еще спали сестры. Естественно, громко петь было нельзя, хотя нас и разделяли три двери. Так что – это максимум, что я мог выжать из сложившихся условий.

Что касается текста, то он родился в тот период времени, когда мне казалось, что самыми искренними могут быть только так называемые белые, то есть нерифмованные стихи. Тогда же я написал и стихотворение, из которого получилась песня «Карма», и некоторые другие.

Текст стилизован под некую русскую былину-сказание.

Кстати, недавно я выяснил, что в моем тексте «Солнце» на самом деле пять четверостиший. Просто на тот момент оригинала под рукой не было, а по памяти удалось восстановить лишь четыре. А оригинал недавно обнаружился в тетради лекций по экономике. И там перед последним четверостишием в песне имеется еще одно:

Уж сегодня мы позабавимся!
Будет воронью нынче славный пир!
Будет литься кровь по сырой земле,
Ветер разнесет звон мечей да брань!

«Сны». Песня записана 18-19 января 2005 года.

Что сказать о ней? Многое было сказано в прошлой части мемуаров. Действительно, тогда, в 1999 году эта песня значила для меня очень многое. И уже тогда мне хотелось записать ее с хорошим качеством, чтобы подарить той, кому она была посвящена. Но те концертные записи, что у меня были, на роль романтического подарка подходили мало. И вот сейчас я исполнил свою мечту. Правда, надобность в этом уже отпала, но все равно, неким реверансом в сторону своего прошлого мне хотелось доказать самому себе, что я могу записать подобную песню и «просто так».

Что я могу сказать? В общем, песня получилась как раз такой, о какой я мечтал семь лет назад. И ее вполне можно было подарить. Правда, Бегемоту она не понравилась. Действительно, по сравнению с концертным вариантом она получилась медленнее. Зато – размереннее и мощнее. Правда, Бегемот еще сказал, что я спел плохо. Якобы, на концертах получалось гораздо лучше. А здесь – словно без души. Ну не знаю. Мне-то как раз нравится получившийся вокал – надтреснутый, болезненный. А что касается «без души» - так тут есть вполне объективные причины. Наверное, лучше сказать не «без души», а «без любви».

Если в двух словах остановиться на тексте, то он у меня (и не только у меня) вызывал ассоциации с Земфирой. Особенно припев. Особенно – «за луной – облака, как распущенный хвост». Не знаю, почему, но это так. Вообще-то, текст очень и очень неплох, я бы даже сказал – хорош, и если бы я все еще испытывал те чувства, которые меня подтолкнули к написанию этой песни, то, будьте уверены, я бы развернулся здесь как минимум на страницу. А так… Отмечу лишь свое самое любимое четверостишие.

Ты уйдешь, и оставишь мне боль,
Ты уйдешь, и оставишь мне радость.
Буду жить в этих снах лишь тобой,
И тобой умирать, просыпаясь.

Напоследок скажу, что я сначала записал настоящую гитару для перебора. Но она мне не понравилась ни по звуку, ни по тому, как я сыграл. И я решил принести живой звук в жертву качественному звучанию.

«Озеро Слез». Запись произведена 10-11 января 2005 года. Как отмечено в буклете, она является посвящением группе Lake of Tears. Кажется, я уже как-то рассказывал о появлении этой песни.

Кстати, барабанная партия в этой песне является моей гордостью. Я фактически вручную прописал партию в Fruity Loops, пытаясь добиться максимальной «живости». Думаю, мне в большой степени это удалось.

Да и вообще, песня получилась очень хорошая. Инструментальная часть, на мой взгляд, выше всяких похвал (когда я говорю это, не забудьте делать поправку на то, что я говорю сейчас о себе, поэтому и масштаб нужно выбирать соответствующий; то, что для какой-нибудь Арии было бы «так себе», в моем масштабе вырастает до «выше всяких похвал»). Очень естественно, как мне кажется, звучит гитарное соло, записанное, к сожалению, на синтезаторе. Да и вообще, я думаю, мне вполне удалось выдержать стиль Lake of Tears.

Что касается текста, то он, каюсь, слабоват. С одной стороны, данный текст является моим представлением текстов Lake of Tears. С другой – он получился какой-то недосказанный. Думаю, как раз в стиле готических групп – пустая таинственная витиеватость.

Должен признаться, что поначалу даже я сам не очень понимал, о чем песня. В конце концов, до меня дошло, что эта песня – о смерти, а Озеро Слез – это некая интерпретация языческого рая. Но вообще данная песня является хорошим примером того, когда вокал является просто еще одним музыкальным инструментом, а текст – дополнительным инструментом для восприятия музыки. А музыка получилась очень неплоха. Поэтому, недостаток смысла в песне можете компенсировать философской, почти ведической музыкой. И не забудьте про концовку песни – она, если вы расслабитесь и раскроетесь для нее, покажет вам и горы, и травы, и само Озеро Слез.

 

назад

Сайт создан в системе uCoz